Да, уничтожение троллейбусов и особенно трамваев - это большая глупость властей города. Во многих больших городах мира развивается скоростной трамвай. Ездил, например, на трамвае в Стамбуле. Там трамвайные пути огорожены специальной прозрачной стеночкой, типа пластиковой, и поэтому машины не могут заезжать на трамвайные пути. Да даже там, где не огорожено, все равно машины не заезжают на пути. За счет этого трамваи не торчат в пробках, и могут быстро ездить по городу. При этом трамваи комфортабельные, кондиционированные, ходят с раннего утра допоздна и каждые две минуты. Ни разу в Стамбуле я не ждал такого трамвая долго, и ходит он быстро, как метро.
У нас обязательно надо развивать подобную систему, в дополнение к метро. Даже можно объединить такие трамваи и метро в единую систему скоростного электротранспорта. Если вдуматься, трамвайную сеть скоростных трамваев в Алма-Ате можно такую развить! Например, от Калкамана (пересадка на проектируемую станцию метро) мимо таких центров притяжения, как Алтын Орда, Алгабасы и Акбулаки, все эти новые районы в тех местах, обязательно с остановками там. Затем на Комсомольскую и остановку на Комсомольской/Саина (для жителей Аксаев) и потом по Толе би, с остановками на Утеген батыра (автовокзал), Тлендиева (Сайран), Тастак, Розыбакиева, Жарокова (пересадка на другую линию, вверх по Жарокова, в пешей доступности проектируемая станция метро), Байзакова (2 ЦОНа рядом, Сити-центр), Весновка, Байтурсынова (пересадка на линию по Космонавтов), Сейфуллина (офисы, торговые центры, институты в шаговой доступности, пересадка на автобусы по Сейфуллина), Аблай Хана (Детский Мир, Старая площадь, КБТУ, пересадка на ОТ по Аблай Хана), Кунаева (конечная этой линии, пересадка на линию по Кунаева).
Вторая линия по Кунаева вверх, от Макатаева (конечная, пересадка на линию по Макатаева), с остановками на Толе би, Карасай батыра, затем поворот на Шевченко (Академия Наук, магазин Восход, гостиница Достык, недалеко существующая станция метро Абай, гостиница Казахстан, кинотеатр Арман, остановки на Достык и на Абая). и далее по Шевченко с остановками на Аблай хана, Сейфуллина, Масанчи, Байтурсынова (пересадка на линию вниз по Байтурсынова), Весновка, Муканова (недалеко существующая станция метро), Жарокова (пересадка на линию по Жарокова, недалеко существующая станция метро).
Третья линия от Жетысуйской по Жургенова вверх с поворотом на Макатаева (рядом Парк Горького), с остановками на Достык, Зеленом Базаре(недалеко Саяхат), Фурманова (недалеко станции метро Раимбек и Жибек Жолы), Сейфуллина, Байтурсынова и затем по Байтурсынова вверх: остановки на Гоголя (с пересадкой на проектируемую станцию метро), Толе би (пересадка на 1 линию по Толе би), Кабанбай Батыра (район Никольского собора, Никольского рынка, кино Целинный, институты, район в центре города, глухой в смысле ОТ), Шевченко (пересадка на 2 линию по Шевченко).
Ну и 4 линию забабахать по Жарокова вверх от Толе би (пересадка на линию по Толе би), Карасай батыра, Шевченко (пересадка на 2 линию по Шевченко), Абая (станция метро рядом), Жандосова, Тимирязева (рядом выставка и пересадка на ОТ по Тимирязева), Ботбульвар, Утепова. Можно эту линию вверх продолжить до Ал-Фараби и сделать останвоку на Жарокова-Аль-Фараби, для жителей Алмагуля и Казахфильма.
Вот это было бы покрытие города скоростным общественным транспортом! Правда, линия по Макатаева при таком раскладе дублирует проектируемую линию метро. Но тогда метро по Гоголя можно не строить, а протянуть его от Орбиты до станции Алатау, или до Ауэзова-Комсомолькая, ну или до Жибек Жолы. Тогда линию по Макатаева обязательно протянуть до Думана. Ну или эту линию начать от Гоголя-Космонавтов. А можно и продублировать! Город растет каждый год.
Вот это был бы транспорт! Скоростной, без пробок, экологичный! Дающий очень большой части города нормальное передвижение. При том, что это я так, по любительски набросал. А если привлечь к планированию профессионалов...
Обязательно надо сочетать метро с таким скоростным трамваем, вводить наконец систему единого проездного на все виды транспорта, и сделать такой проездной действительно экономичным, а не как сейчас автобусные проездные
Вот только сомневаюсь я, что наш доблестный акимат когда-нибудь все это будет делать.