Перейти к содержимому





- - - - -

Поговорим о кризисе и прогнозах

Опубликовал: Нуржан Алимухамбетов, 13 Ноябрь 2009 · 525 Просмотров

в октябре-ноябре прошлого года, во время онлайн конференции мы выкладывали прогноз развития кризиса. согласно фундаментальным исследованиям падение должно было занять 3-6 месяцев с начала кризиса (6 мес, с фактич, начала кризиса и 3 мес, с объявленного) и 8 месяцев на выход 60-80% от докризисного состояния по умеренному сценарию. 8 месяцев определялись из анализа всех предыдущих кризисов. Прогноз полностью подтвердился к октябрю 2009 года.
Теперь вопрос о втором этапе или волне кризиса. Кто и что предполагает, пишите.

основные проблемы - снижение покупательского спроса, снижение индекса инвестиционного доверия, снижение объема производства, сокращение рабочих мест, нехватка долгосрочной ликвидности в банках второго уровня, дефолты эмитентов на казахстанской бирже, процикличное ужесточение пруденциального регулирования финансового сектора, проблемы доведения государственных средств до реального сектора, переоцененная цена на нефть.

названные проблемы не обязательно будут основой второй волны, предпринимаются достаточно много усилий как на международном так и страновом уровне, выход обязательно будет - развитие экономики циклично с нарастанием (а мы и не такое уже видали).

Давайте ваши прогнозы и предложения. А после прохождения кризиса посмотрим кто оказался точнее. Может ЦТ предложит приз?
Сценариев может быть как минимум два.
1. удерживается текущее состояние, никакой второй волны и через какое-то время рост (через какое?)
2.будет вторая волна падения. Когда, на сколько и когда выход на сегодняшний уровень?

Успехов в бизнесе и в прогнозах! :)

  • 0



Нуржан Ержанович, добрый день!
У меня не прогноз по поводу кризиса, но одна небольшая просьба. К нам в "Юридическую консультацию ЦТ" от пользователя пришел вопрос, касающийся пенсии. А у нас там нет соответствующего экперта. Вы не могли бы нам помочь ответить на этот вопрос? Пожалуйста. :D Заранее огромное спасибо!
Вот вопрос от пользователя balans.
Вопрос касается порядка выплаты пенсии. Пенсионер выписан в августе текущего года в связи с выездом на ПМЖ в Россию. С сентября в Казахстане прекратили выплачивать пенсию. Из России собщают, что пока пенсионер не получит гражданство РФ, запрос на пенсионное дело не высылают. А пенсию начнут выплачивать только когда дело будет получено в России. Таким образом, пенсионер полностью лишен средств к существованию на 5-8 месяцев.
Каким НПА определен порядок выплаты пенсии пенсионеру при изменении места жительства, а именно, при выбытии на ПМЖ из Казахстана в Россию? Наверное, есть какое-нибудь международное соглашение?
    • 0

Нуржан Ержанович, добрый день!
У меня не прогноз по поводу кризиса, но одна небольшая просьба. К нам в "Юридическую консультацию ЦТ" от пользователя пришел вопрос, касающийся пенсии. А у нас там нет соответствующего экперта. Вы не могли бы нам помочь ответить на этот вопрос? Пожалуйста. :D Заранее огромное спасибо!
Вот вопрос от пользователя balans.
Вопрос касается порядка выплаты пенсии. Пенсионер выписан в августе текущего года в связи с выездом на ПМЖ в Россию. С сентября в Казахстане прекратили выплачивать пенсию. Из России собщают, что пока пенсионер не получит гражданство РФ, запрос на пенсионное дело не высылают. А пенсию начнут выплачивать только когда дело будет получено в России. Таким образом, пенсионер полностью лишен средств к существованию на 5-8 месяцев.
Каким НПА определен порядок выплаты пенсии пенсионеру при изменении места жительства, а именно, при выбытии на ПМЖ из Казахстана в Россию? Наверное, есть какое-нибудь международное соглашение?

добрый день, этот вопрос не касается накопительной пенсионной системы, он относится к старой, солидарной. но я попросил юристов о консультации, как только будет ответ - напишу. жаль что не могу ответ дать сразу. н. алимухамбетов
    • 0
Здравствуйте, Нуржан Ержанович!

Благодарю за отклик и желание помочь.
Я уже залезла в Федеральный закон России "О гос. пенсионном обеспечении в РФ".

Нашла, что пенсия назначается с 1 числа месяца, в котором подано заявление о назначении пенсии. А право на пенсию имеют наряду с гражданами РФ также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.
Боюсь, что именно в России из-за произвола чиновников бабушка уже лишилась пенсии за 3 месяца: сентябрь-ноябрь. Никто не подсказал ей написать такое заявление...
    • 0

Нуржан Ержанович, добрый день!
У меня не прогноз по поводу кризиса, но одна небольшая просьба. К нам в "Юридическую консультацию ЦТ" от пользователя пришел вопрос, касающийся пенсии. А у нас там нет соответствующего экперта. Вы не могли бы нам помочь ответить на этот вопрос? Пожалуйста. :-) Заранее огромное спасибо!
Вот вопрос от пользователя balans.
Вопрос касается порядка выплаты пенсии. Пенсионер выписан в августе текущего года в связи с выездом на ПМЖ в Россию. С сентября в Казахстане прекратили выплачивать пенсию. Из России собщают, что пока пенсионер не получит гражданство РФ, запрос на пенсионное дело не высылают. А пенсию начнут выплачивать только когда дело будет получено в России. Таким образом, пенсионер полностью лишен средств к существованию на 5-8 месяцев.
Каким НПА определен порядок выплаты пенсии пенсионеру при изменении места жительства, а именно, при выбытии на ПМЖ из Казахстана в Россию? Наверное, есть какое-нибудь международное соглашение?


Ситуация: пенсионер, проживавший ранее в Казахстане, выехал на ПМЖ в Россию.

Вопрос: каким образом оформить пенсию в РФ?

Использованные нормативные правовые акты:
1. Правила назначения и осуществления выплаты государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий, государственной базовой пенсионной выплаты, государственных специальных пособий, утв. постановлением Правительства Республики Казахстан № 819 от 25 августа 2006 года.
2. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 года).

Ответ:
1 вариант:
Необходимо обратиться в пенсионный орган по месту жительства в РФ с заявлением о назначении пенсии. Данный орган обязан направить запрос в отделение ГЦВП в РК, где была назначена пенсия, для направления пенсионного дела.

2 вариант:
Пенсионер приезжает в РК и обращается в свое отделение ГЦВП за получением пенсионного дела (должен будет представить документы, подтверждающие выезд на ПМЖ). Затем уже в России по месту жительства подать заявление о назначении пенсии с приложением пенсионного дела.


Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 25 августа 2006 года № 819

Правила
назначения и осуществления выплаты государственных базовых социальных пособий
по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, пенсионных выплат из
Государственного центра по выплате пенсий, государственной базовой пенсионной выплаты, государственных специальных пособий


4. Порядок назначения пенсий и пособий при перемене
места жительства получателей пенсий и пособий

36. Лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Казахстан из других стран, назначение пенсий и пособий осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда» или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
Отделением Центра осуществляется запрос пенсионного дела (дела получателя пособия) по прежнему месту жительства заявителя.

42. Отделением Центра на основании заявления выезжающего за пределы Республики Казахстан, дело выдается на руки или высылается по запросу уполномоченных органов других стран.
Выплата пенсий и пособий выезжающим за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства производится по месяц снятия с регистрации в органах юстиции.
Соглашение
о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств
в области пенсионного обеспечения
(г. Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств-участников настоящего Соглашения,
руководствуясь статьями 2, 4 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,
исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,
сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения,
признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенных СССР по вопросам пенсионного обеспечения,
согласились о нижеследующем:
Статья 1.
Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статья 2.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.
До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружеств, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.
См. Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (Ашгабат, 24 декабря 1993 г.), Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих и Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск (Ташкент, 15 мая 1992 г.), Решение Экономического Суда СНГ от 4 сентября 1996 г. N С-1/11-96

Статья 3.
Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Статья 4.
Государства-участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.
Статья 5.
Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
Статья 6.
1. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
О толковании применения пункта 2 статьи 6 настоящего Соглашения см. решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 7 апреля 2005 года № 01-1/6-04
3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Статья 7.
При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
См. Решение Экономического Суда СНГ от 26.03.08 г. № 01-1/2-07 «О толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года»
Статья 8.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах-участниках Соглашения сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.
Статья 9.
Государства-участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением путем переговоров.
Статья 10.
Государства-участники Содружества берут на себя обязательство информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Статья 11.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Статья 12.
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.
Статья 13.
1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.
2. Пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.
Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.
/ подписи /


Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 26 марта 2008 года № 01-1/2-07 О толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда СНГ: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Жишкевича В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) по вопросу о том, подлежат ли изменению периоды работы, установленные для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, в связи с переездом пенсионера на новое место жительства в другое государство-участник Соглашения и пересмотром размера пенсии в соответствии с частью второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года.
Основанием для запроса послужило письмо гражданки Якуповой Г.Х., сообщившей, что в 1978 году в Таджикской ССР ей была назначена пенсия по старости. Среднемесячный заработок для назначения пенсии определен из расчета ее среднего заработка за последние двенадцать месяцев работы перед обращением за пенсией на основании статьи 53 Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года. После переезда в 1996 году на постоянное место жительства в Российскую Федерацию размер пенсии пересчитан в соответствии с действовавшим законодательством Российской Федерации на основании документов, находящихся в пенсионном деле. В последующем гражданка Якупова Г.Х. переехала в другой регион Российской Федерации, где пенсионным органом ей было предложено представить данные о среднемесячном заработке за последние двадцать четыре месяца работы. В связи с тем, что она такие сведения не представила, размер ее пенсии был снижен.
Заслушав судью-докладчика Мирошник В.И., проанализировав заключения Генерального советника Экономического Суда СНГ Жишкевича В.И., специалиста Лушникова A.M., исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ установил следующее.
Государствами-участниками Соглашения от 13 марта 1992 года являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Соглашение вступило в силу с момента подписания. Республика Молдова при подписании Соглашения указала, что «эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями».
Толкование статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года осуществляется Экономическим Судом СНГ в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Указанная норма предусматривает, что договор должен толковаться добросовестно, в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете его объекта и целей.
Как следует из преамбулы, целью Соглашения от 13 марта 1992 года является взаимное признание и выполнение государствами-участниками обязательств «в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения». Государства-участники данного Соглашения, признав ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, взяли на себя обязательства по защите их пенсионных прав.
Статья 1 Соглашения от 13 марта 1992 года закрепляет принцип территориальности, согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств-участников осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
При осуществлении толкования статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года Экономический Суд СНГ полагает необходимым определить действие его во времени и по кругу лиц. Анализ Соглашения от 13 марта 1992 года показывает, что государства-участники намеревались распространить его на все виды пенсионного обеспечения граждан, установленные национальным законодательством (статья 5) как до, так и после вступления в силу данного Соглашения (статьи 6, 7). По кругу лиц нормы Соглашения от 13 марта 1992 года распространяются на следующие категории граждан государств-участников:
граждан, которые приобрели право на пенсию в соответствии с законодательством Союза ССР и реализовали его по месту жительства;
граждан, у которых право на первичное назначение пенсии возникло после вступления указанного Соглашения в силу. При этом в соответствии со статьей 6 Соглашения назначение пенсии осуществляется по месту постоянного жительства с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, исчисление размера пенсии производится исходя из заработка (дохода) за периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, с учетом его адаптации к национальной валюте государства.
В качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Часть первая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает, что «при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера».
Экономический Суд СНГ отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что:
статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется;
гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.);
условия назначения пенсии не пересматриваются;
выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.
Согласно части второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года «размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения».
Для целей толкования части второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, касающейся пересмотра размера пенсии, Экономический Суд СНГ руководствовался принципами, закрепленными в статье 40 Хартии социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств от 29 октября 1994 года, статье 1 Конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года, статье 11 Соглашения от 13 марта 1992 года, а именно:
равенства граждан перед законом;
определенности содержания пенсионных прав на основании документов, принятых при назначении пенсии;
сохранения ранее приобретенных пенсионных прав.
Норма пункта 3 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает правило, согласно которому размер пенсии определяется из заработка (дохода) за периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, и применяется при первичном назначении пенсии в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года. Конкретные периоды работы для определения среднего заработка (дохода) при назначении пенсии предусматриваются пенсионным законодательством каждого государства-участника данного Соглашения.
Имея в виду, что часть вторая статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года содержит ссылку на пункт 3 статьи 6, эту норму следует рассматривать также и применительно к ситуации продолжения выплаты ранее назначенной пенсии исходя из заработка (дохода), указанного в решении о назначении пенсии.
При пересмотре размера пенсии в связи с переездом пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения от 13 марта 1992 года необходимо исходить из того, что заработок (доход) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж, уже был определен при первичном назначении пенсии и, соответственно, в пенсионных делах переехавших пенсионеров имеются данные о среднем заработке (доходе).
С учетом изложенного Экономический Суд СНГ считает, что заработок (доход), исчисленный при первичном назначении пенсии, не может исключаться из расчета при пересмотре размера пенсии.
Пересмотр размера пенсии, предусмотренный частью второй статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, не исключает право переехавшего пенсионера на увеличение размера ранее назначенной пенсии при условии предоставления им документов о размере среднего заработка (дохода) за периоды работы, определяемые по законодательству государства нового места жительства.
Изучение пенсионного законодательства государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, информации, поступившей из государств, показало, что с момента подписания Соглашения система пенсионного обеспечения в государствах существенно изменилась - в ряде государств введена система индивидуального накопления для выплаты пенсии, изменен механизм учета трудового стажа и пенсионных выплат. В то же время национальное законодательство не предусматривает норм, регулирующих пересмотр размера пенсии гражданам, переселившимся из одного государства в другое. Данное обстоятельство, по мнению Экономического Суда СНГ, вызывает затруднения в применении Соглашения от 13 марта 1992 года, направленного на реализацию гарантий пенсионных прав граждан.
Учитывая, что государства-участники Соглашения от 13 марта 1992 года приняли обязательство проводить политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении (статья 4), Экономический Суд СНГ обращает внимание государств на необходимость выработки единых международных стандартов в области пенсионного обеспечения граждан.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде СНГ, пунктами 143 и 148 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств
РЕШИЛ:
Дать по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств следующее толкование применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
1. При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года выплата пенсии осуществляется в государстве нового места жительства, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством этого государства.
Выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера, если законодательством государства нового места жительства пенсия того же вида не установлена.
2. Периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством государства прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства изменению не подлежат.
3. Рекомендовать государствам-участникам Соглашения от 13 марта 1992 года в условиях формирования различных пенсионных систем принять меры по гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
4. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.
5. Копию решения направить Исполнительному комитету СНГ и для сведения - правительствам государств-участников СНГ.
6. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.


Председатель А.Ш. Керимбаева


Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств
от 7 апреля 2005 года № 01-1/6-04
О толковании Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Жороева К., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., Симоняна Г.В.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда Павловой Л.В.,
представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,

УСТАНОВИЛ:

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Основанием для запроса послужило заявление гражданки Туркменистана Мыкыртычян А.С. о том, что при назначении пенсии по возрасту не был учтен стаж ее работы до 1989 года в Азербайджанской ССР.
Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, должны ли государства-участники Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывать трудовой стаж, приобретенный ими на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками вышеуказанного Соглашения.
Заслушав судью-докладчика Жолдыбаева С.Ж., представителя Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н., обсудив заключение Генерального советника Павловой Л.В. и изучив имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения подписано 13 марта 1992 года Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и вступило в силу с момента подписания. Республика Молдова при подписании Соглашения сделала оговорку о том, что вопросы пенсионного обеспечения граждан будут регулироваться в рамках двусторонних соглашений. Азербайджанская Республика и Грузия не подписали указанное Соглашение.
Данное Соглашение по своему характеру является рамочным, устанавливающим принципы пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества.
Соглашение, как следует из его названия и преамбулы, имеет целью выполнение имеющихся у государств-участников Содружества обязательств «в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик в период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения». Такие обязательства основываются как на Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года (статья 2), так и на международных договорах, заключенных СССР по вопросам пенсионного обеспечения.
Соглашение от 13 марта 1992 года устанавливает приоритет национального законодательства в области пенсионного обеспечения. Это вытекает из статьи 1 данного Соглашения, определяющей, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а также из положения преамбулы Соглашения о непосредственной ответственности каждого государства-участника Содружества за пенсионное обеспечение своих граждан.
В качестве гарантии права граждан государств-участников Содружества на пенсионное обеспечение в пункте 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплена норма, согласно которой «для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения».
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
По мнению Суда, действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства-участника Соглашения, ограничивается только территориями государств-участников Соглашения. Это согласуется со статьей 29 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, устанавливающей обязательную силу договора для каждого участника в отношении всей его территории, и статьей 34, закрепляющей, что договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия.
В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства-участники Соглашения, так и государства-участники Содружества.
Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств-участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.
Что касается государств-участников Содружества, то в соответствии со статьями 9, 10, 11 Соглашения от 13 марта 1992 года указанные государства должны рассматривать вопросы, не урегулированные Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров; информировать друг друга о действующем пенсионном законодательстве, последующих его изменениях; осуществлять необходимые меры по установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера; принимать на своих территориях без легализации необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества и государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 года.
Экономический Суд отмечает, что при назначении пенсии гражданам всех государств-участников Содружества, в том числе не ставших участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими за время трудовой деятельности на территории государств, входивших в состав СССР. При этом трудовой стаж граждан исчисляется с учетом конкретных временных рамок, установленных законодательством государств-участников Содружества или двусторонними международными договорами.
Вывод Суда подтверждается положениями преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года, нормами пенсионного законодательства государств-участников Содружества и их двусторонними международными договорами.
Как следует из преамбулы, государства-участники Соглашения при его подписании руководствовались статьями 2 и 4 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года. Так, в соответствии со статьей 2 указанного Соглашения договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам, а также гражданам других сторон и лицам без гражданства, проживающим на их территории, независимо от национальной принадлежности или иных различий, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.
Протокол от 21 декабря 1991 года к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанный Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Республикой Узбекистан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Туркменистаном и Украиной, а также Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 года, принятая ими, закрепили статус государств как участников Содружества Независимых Государств, а также их приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Это касается и Грузии, которая присоединилась к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств 3 декабря 1993 года.
Следовательно, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года было принято с целью реализации статьи 2 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года.
В преамбуле Соглашения от 13 марта 1992 года подчеркивается особый статус нетрудоспособных лиц в отношении прав на пенсионное обеспечение, которые они приобрели на территории государств-участников Содружества или территориях других республик за период их вхождения в СССР и реализуют на территории государств-участников Соглашения. Пенсионное обеспечение таких лиц рассматривается как обязательство всех государств-участников Содружества.
Указанное положение преамбулы нашло свое закрепление в законодательстве и двусторонних международных договорах государств-участников Содружества и в том числе государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года (Азербайджанская Республика, Грузия), либо применяющих его с учетом оговорки (Республика Молдова).
В соответствии со статьей 70 Закона Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан» от 23 сентября 1992 года с последующими изменениями и дополнениями в случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж, период работы граждан на территории бывшего СССР до 1 января 1992 года включается в стаж работы на общих основаниях.
В статье 3 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 28 июля 1995 года предусматривается, что при установлении права на пенсию, в том числе на льготных условиях и за выслугу лет, сохраняется трудовой стаж, приобретенный на территории Украины или Азербайджанской Республики, а также государств, которые входили ранее в состав СССР до 1 января 1992 года.
На запрос Экономического Суда СНГ Министерство труда и социальной защиты Республики Молдова сообщило, что аналогичные положения содержатся в Соглашении между Азербайджанской Республикой и Республикой Молдова.
Согласно статье 3 Закона Республики Молдова «О пенсиях государственного социального страхования» от 14 октября 1998 года положения соглашений о пенсионном обеспечении между Республикой Молдова и другими государствами применяются лишь в случае, если они содержат иные, чем предусмотренные Законом, нормы.
По информации Министерства труда и социальной защиты Республики Молдова, для установления права на пенсию в республике учитывается трудовой стаж, приобретенный гражданами на территориях государств, ранее входивших в состав СССР. С момента установления Республикой Молдова государственного суверенитета, то есть после 27 августа 1991 года, учитывается только трудовой стаж, приобретенный на территориях государств, с которыми Республика Молдова подписала двусторонние договоры, а именно с Азербайджанской Республикой, Республикой Беларусь, Российской Федерацией, Республикой Узбекистан и Украиной.
Экономический Суд констатирует, что законодательные и иные нормативные пр
    • 0
Уважаемый Ержан Нуржанович!

Огромное спасибо за очень обстоятельный и обоснованный ответ на вопрос о пенсионном обеспечении!
Все понятно, со стороны Казахстана никаких нарушений прав пенсионера не было.
Действительно права пенсионера были нарушены неправильными разъяснениями со стороны должностных лиц по соц. обеспечению граждан в России.
Мне кажется, можно бы побороться за потерянную пенсию, если в судебном порядке удалось бы доказать халатность или недобросовестность при исполнении служебных обязанностей долностного лица.
С уважением
    • 0

Уважаемый Ержан Нуржанович!

Огромное спасибо за очень обстоятельный и обоснованный ответ на вопрос о пенсионном обеспечении!
Все понятно, со стороны Казахстана никаких нарушений прав пенсионера не было.
Действительно права пенсионера были нарушены неправильными разъяснениями со стороны должностных лиц по соц. обеспечению граждан в России.
Мне кажется, можно бы побороться за потерянную пенсию, если в судебном порядке удалось бы доказать халатность или недобросовестность при исполнении служебных обязанностей долностного лица.
С уважением

Думаю, что имеете возможность побороться, но прежде рекомендую посоветоваться с российскими адвокатами. Удачи, Н.Алимухамбетов
    • 0

Моя фотография

http://bb.ct.kz/uploads/1252946223/gallery_66087_12280_1858.jpg

Немного о себе

Нуржан Ержанович Алимухамбетов Советник Председателя Ассоциации финансистов Казахстана, член Совета Ассоциации финансистов, Председатель Союза участников пенсионной системы РК. До этого 11 лет работал в должности заместителя Председателя правления НПФ Народного банка.За предыдущий период много и активно участвовал в законодательном развитии накопительной пенсионной системы, получил достаточный опыт и сформировал собственное видение на саму систему, ее успехи и проблемы и понимание перспектив и принципов ее развития.
X

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2017 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.