Что же там спрятано? Вполне себе рабочие инструкции конкретных действий по сооружению предметов культа того времени.
Про скинию собрания (из серии "Есть ли чувство юмора у Бога?")
Началась эта история в тот знаменательный момент, когда Моисей поднялся на Синай, чтобы получить подробные инструкции от Бога.
Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей. (Исход 24:18)
И дальше с 25 по 30 главу "Исхода" Бог подробно рассказывает Моисею о том, как должна выглядеть скиния . Подробно, со множеством деталей, чтобы Моисей ничего не упустил. И только в 31 главе кратко обсуждает кадровые вопросы и субботу.
И устроят они [сыны Израилевы] Мне святилище, и буду обитать посреди их; всё сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. (Исход 25:8,9)
Итак, что же представляла из себя скиния собрания , позднее ставшая прообразом Храма? Она состояла из трех отделений: внешний двор (был только в Храме), святое и святое святых. Во внешний двор входил народ Израилев. В Святое только священники, в Святое Святых - Первосвященник раз в год и только через жертву. Вот как это выглядело:
И приведи тельца пред скинию собрания , и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца пред Господом у дверей скинии собрания и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания ; возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю остальную кровь вылей у основания жертвенника; возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике; а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это — жертва за грех. (Исход 29:10-15)
При этом обращаю внимание, что Первосвященником изначально был избран не сам Моисей, а Аарон (который в тот момент когда Моисей получал инструкции от Бога, собирал золото с народа Израилева и отливал из него золотого тельца для поклонения). Итак, первый этап священнодействия - возложить руки на тельца и принести его в жертву за грех. Грубо говоря сказать "Бог, вот этот телец виновен в грехах Израиля, а не мы. Мы его убили, и грехи Израилевы за прошедший год искупились. Возмездие за грех смерть - вот виновный в грехах Израилевых и умер. Это он, это телец!".
Что происходит дальше? Первосвященник надевает специальные одежды, предназначенные только для этого случая. И воскуряет благовонным курением.
И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия (Исход 28:2)
И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его (Исход 30:1)
Представьте себе человека, одевшего чужие одежды и окуривающего себя дымом. Представили? "Бог, это не я! Ты видишь, на мне чужие одежды! И запах от меня другой! От меня пахнет благовониями! Бог, это не я, не грешник Аарон, а совсем другой человек!" И в довершение ко всему:
И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: "Святыня Господня", и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним. (Исход 28:36-38)
Представляете Аарона в контексте предыдущей ситуации с такой табличкой? И вы ещё сомневаетесь в наличии у Бога чувства юмора?
Теперь переходим к самому интересному. Святое святых. Куда Первосвященник входит раз в год, совершив все вышеописанное. При этом к его ноге привязывали верёвку. На тот случай, если Бог его убьёт, чтобы вытащить его наружу, не вступая в Святое Святых. Кстати, такое случалось. А отделяет Святое святых от Святого очень массивная завеса.
И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы; и повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных; и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святого святых. (Исход 26:31-33)
Кстати, Херувим - это не символ Божьей славы, как вы подумали. И даже не маленький ангел с луком, отвечающий за любовь. До этого момента Херувим упоминается в Библии лишь единожды:
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт.3:24 )
Грубо говоря, Херувим - это ангел, убивающий того, кто пытается войти туда, куда не положено. Кстати, Херувимы же отчеканены и на крышке ковчега откровения. Итак входит Первосвященник туда и общается с Богом. Короче говоря делает ровно то, что делал Моисей на Синае. Ровно то, что делали многочисленные пророки Израилевы в разное время там, где было удобно им и Богу. Спрашивается, к чему такая морока для Первосвященника? Почему Бог предъявляет такие требования к святому человеку? Учитывая, что
Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых. (Исход 27:21)
полагаю, для того, чтобы он помнил, что он всего лишь грешник, обрядившийся в чужие одежды, отбивший свой запах и лицемерно приносящий в жертву за свои грехи и грехи своего народа невинное животное.
А теперь самое важное. Сердцевина Ветхозаветного Закона - это не десять заповедей, как некоторые считают, а именно Храм и скиния собрания (а сердцевина скинии собрания - завеса, отделяющая Святое святых). И основная и единственная функция ветхозаветного закона - это показать верующему человеку, насколько он лицемерен и насколько нуждается в Боге. Показать его грех. Апостол Павел в послании к Галатам пишет
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; (К Галатам 3:24)
Поколения Первосвященников вступая в Святое святых осозновали своё место перед Богом. Осознавали свою греховность и нужду в Боге. Именно на это направлены все без исключения заповеди Ветхого завета - показать священнику/верующему его греховность. Опустить его с небес на землю. Чтобы у священника не была чувства собственной значимости. Чтобы он понимал свою зависимость от Бога. И боялся. Привязывал бы веревку к ноге. Для подстраховки.
Причем, проделано это Богом было очень красиво и очень талантливо. Вот только убеждать Моисея пришлось целых 40 дней. Пока Аарон отливал Золотого тельца.
Вы до сих пор считаете, что у Бога нет чувства юмора?
И конечный штрих. В тот момент, когда Иисус умер на кресте, завеса в Храме разорвалась на две половины. В ветхозаветном законе/ скинии /храме больше не было надобности - детоводитель привел нас куда следовало.
Хотя, на мой взгляд, многим современным служителям не помешало бы периодически проходить через подобные ритуалы. Привязывая к ноге веревку. Чтобы помнили своё место перед лицом Бога.