Оружейные магазины взывали о помощи, но не дождались её.
Исполнительный директор оружейной ассоциации "Корамсак" Сергей Катнов рассказал корреспонденту Informburo.kz о том, что пережили в эти дни оружейные магазины и какой им нанесён ущерб. Приводим монолог эксперта полностью:
"У нас ранее было три волны террористических атак на магазины. Первая – 2011 год, Тараз. После Тараза совместно с МВД мы отработали меры, касающиеся защиты магазинов. Вторая – события 2016 года в Актобе и Алматы. Оказалось, что мер, принятых в 2011 году, было недостаточно. В 2016 году совместно с МВД мы снова разработали методы технической защиты магазинов, которые были реализованы.
В этот раз даже в Талдыкоргане, где было захвачено здание департамента полиции, оружейный магазин оказался отбит немногочисленными силами сотрудников магазина и охранников.
В Алматы после событий 2016 года главной задачей технической защиты магазинов было такое их укрепление и оснащение, чтобы они продержались до прибытия охранных служб и силовых структур. Нормы реагирования для этого – от пяти минут до получаса, а наши магазины держались во время нынешних атак террористов от шести часов до двух суток.
Но поскольку полиция сама была в осаде, на помощь никто не пришёл, а возможности наших магазинов по защите не безграничны. Магазины взывали о помощи, но так и не дождались её. К примеру, в первую ночь злоумышленники пытались попасть в магазин, днём сотрудники восстанавливали, заваривали двери, закладывали камнями, кирпичами. Во вторую ночь опять пытались взломать магазин, но попав в него, до оружия так и не добрались.
Преступники приезжали хорошо подготовленными, у них были стенобитные инструменты, промышленные резаки. Они не могли попасть в магазин и начали долбить стену. Когда раздолбили её спустя шесть часов, упёрлись в специальную арматуру. Тогда они подвезли резаки, начали резать арматуру, многие часы ушли на это.
Большая часть оружия, которую взяли преступники, была деактивирована, на оружии отсутствовали необходимые для приведения в действие детали, затворы, патроны. То есть фактически преступники получили в руки железные палки, из которых стрелять нельзя (привести в действие оружие можно только установив отсутствующие детали, которые хранятся отдельно).
По характеру пулевых отверстий в здании акимата, в здании телерадиоцентра я как бывший военный могу сказать, что стреляли из стрелкового боевого оружия, потому что когда стреляют из охотничьего оружия, дробью, это другие повреждения и другие отверстия в стёклах.
Оружейные магазины Казахстана и города Алматы в плане технического оснащения оказались полностью готовы к отражению нападений, сработали на пять с плюсом.
В большинстве регионов магазинами была выполнена передача всего оружия на хранение в полицию. Исключение составил город Алматы, в котором на момент распоряжения президента уже царил хаос, и везти оружие по городу, наполненному бандитами, в полицию, которая на тот момент сама была в осаде и отражала нападения, было бессмысленно и ещё более опасно.
Задачи технической оснащенности магазинов были выполнены полностью, нет необходимости ужесточать действующие требования к оружейным магазинам. Но события обозначили ряд проблем, в связи с чем основные предлагаемые меры:
Пересмотреть нормы необходимости оружия для сотрудников частных охранных организаций. Существующие нормы вооружения травматическим и дробовым гладкоствольным оружием под мелкую дробь №7 и №8 недостаточны для отражения вооруженного нападения. Предлагаем вооружить охранников, реагирующих на тревожные сигналы из оружейных магазинов, нарезным короткоствольным и длинноствольным неавтоматическим оружием, а нормы патронов увеличить в два раза.
Простые граждане оказались абсолютно беззащитны перед бандитами. Мы предлагаем упростить приобретение гражданами нелетальных средств самообороны, таких как газовые пистолеты и револьверы (без возможности стрельбы травматическим патроном), электрошоковые устройства (ЭШУ). По ЭШУ предлагаем вернуть их в свободную продажу как наименее опасные средства самообороны. Предлагаем вернуть разрешительный порядок приобретения гражданами травматического оружия самообороны. Предлагаем рассмотреть ввод в гражданский оборот короткоствольного нарезного оружия, взяв за основы подходы, например, Италии, когда такое оружие может приобрести не каждый желающий, не имеющий противопоказаний, а лишь те лица, которые обоснуют необходимость (предприниматели, имеющие дело с большими ценностями, деятели СМИ, получающие угрозы, сотрудники оружейных магазинов и так далее). Как показывает опыт стран бывшего СССР — Грузии, стран Прибалтики, Молдовы, Беларуси — ничего ужасного не произошло, наоборот, упал уровень уличной преступности.
При объявлении режима ЧС ввести реагирование на тревожные сигналы из оружейных магазинов не силами частных охранных организаций, а силами специальных подразделений силовых структур.
Предусмотреть при объявлении режима ЧС в стране или в каком-либо регионе немедленное взятие под охрану оружейных магазинов специальными силами полиции даже без поступления сигнала из магазина, тем более что оружейных магазинов не так уж много. Как показали события 5 января 2022 года, на момент, когда главой государства уже был объявлен режим ЧС, в Алматы все оружейные магазины ещё были нетронуты, и своевременное реагирование позволило бы не допустить завладение оружием бандитами.
Разработать отдельные алгоритмы для разных ситуаций. События 2011 года в Таразе — это одно развитие событий, теракты в Актобе в 2016 — другое, а события начала января в Алматы отличаются.
Меры технической защиты оружейных магазинов в свете событий в Алматы оказались вполне достаточны, единственное, детали оружия, снятые для деактивации, возможно, надо хранить не просто в отдельном месте, а в тяжелых сейфах.