«Вы там осторожнее, держитесь подальше от берега, когда будете залив объезжать – мы одну машину посадили в солончак, пришлось трос цеплять и второй машиной тянуть. Вам на одной машине плохо придётся – копать бесполезно.»
Вот такое напутствие мы получили от коллег - автопутешественников, когда уточняли дорогу по северному берегу озера Балхаш. Ну а теперь с самого начала и по порядку.
Пытаясь получить ответ на свой вопрос – можно ли обогнуть озеро Балхаш с севера и насколько близко к берегу получится проехать – нашёл в Интернете два рассказа. В первом говорилось о том, как два внедорожника прошли этот маршрут в мае 2007 года. Особых проблем не отмечалось, кроме одного эпизода, когда Toyota Land Cruiser застрял в реке Аягуз и его вытаскивали лебёдкой с Nissan Patrol.
Вторая история о поездке трёх мотоциклистов также в мае, но уже 2014 года, изобиловала фотографиями разлившейся воды, в которой они чуть не утопили один из своих агрегатов.
Получается, что проехать можно, надо только найти самое лучшее время для такого путешествия. Летом, конечно, всё высохнет и шансов застрять в солончаке меньше, но ехать по пустыне в сорокоградусную жару – удовольствие так себе, а подобная жара здесь вполне возможна. Значит ехать надо всё же весной, пока не жарко. Весна в этом году была ранняя и сухая, может быть повезёт и всё подсохнет. Или не повезёт?
Пока я сомневался и высчитывал лучшее время для поездки, жизнь решила всё за меня. Как говорится – не было бы счастья, да несчастье помогло. Может быть и поехал так же, в начале мая, но – карантин. Дороги по Казахстану открыли только с первого июня, поэтому уже пятого числа мы стартуем.
Итак, цель: объехать озеро Балхаш с севера от города Балхаш через посёлок Саяк и выйти к Актогаю. Затем село Лепсы и берег озера около него. Возвращение через Талды-Курган. По возможности держаться в пути ближе к берегу озера и уж обязательно заночевать у воды.
Средства: автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Лопата, топор и трос (не пригодились). Канистра – 20 литров бензина (пригодилась). И, как обычно, огромное желание проехать туда и обратно.
Карта маршрута. https://www.google.c...nKPlNimym&hl=ru
Теперь о дороге подробнее. Здесь у нас три этапа. Первый: от Алма-Аты до города Балхаш. Это чуть больше шестисот километров и наличие здесь дороги сомнений не вызывает. Не совсем понятно её состояние в настоящее время, но то, что эта дорога есть – это точно.
Теперь этап третий: если мы доберёмся до Актогая, то там должна быть дорога на Лепсы и затем выход на трассу «Алма-Ата – Усть-Каменогорск» около посёлка Кызылагаш. Этот участок проезжать ещё не приходилось, но дорога там есть и народ ездит в Лепсы отдыхать на балхашском берегу. Значит проехать можно, ну а дальше – через Талды-Курган – до дома уже прекрасная дорога.
Больше всего вопросов было по второму этапу маршрута: от города Балхаш к посёлку Актогай, т.е. собственно вдоль озера по северному берегу. Посередине этого пути стоит посёлок Саяк, и к нему идёт дорога от города Балхаш – на карте, опубликованной выше, всё это видно. Но эта дорога нам не интересна, она далеко от озера. Так же не интересен путь вдоль железной дороги, по слухам существующий от Саяка до Актогая. С другой стороны, проходимость дорожек вдоль береговой линии, которые видны на снимках Гугл Земля, вообще под огромным вопросом… Было решено определять путь на месте, по ситуации.
День первый. 5 июня 2020 года. С 04.00 до 16.20. (740 километров).
Рано утром, примерно часа в четыре, мы покидаем Алма-Ату. Едем вдвоём – мне удалось уговорить сына на эту поездку, наобещав сказочную рыбалку и незабываемые впечатления. Первая сотня километров, до посёлка Курты, никаких неожиданностей не принесла – хорошая дорога, мало машин. Единственной неприятностью оказались тучи летающих насекомых, которые вмиг испачкали нам лобовое стекло. Утро было аномально жарким – в четыре часа термометр показывал +30 градусов - и мошкара резвилась вовсю. Мы даже несколько приуныли, когда стали прикидывать, какая жара нас ждёт днём, но через пару часов стало значительно прохладнее, настроение улучшилось и погода в дальнейшем была просто превосходной.
Вместе с утренними сумерками закончился хороший асфальт и началась ДОРОГА. Да, тот самый, печально известный участок от Куртов до Бурыбайтала, те самые 230 километров сочных эпитетов. Сейчас здесь идёт ремонт, точнее говоря – капитальная реконструкция пути, ну а по-простому – всю дорогу строят заново, делают то, что не сделали двадцать лет назад.
Есть участки уже готового асфальта, и довольно большие, но они по ширине только половина дороги, весь путь будет, судя по всему, четырёх-полосным. Много объездов, делают новые мосты и трубы для пропуска воды. Изменения особенно заметны начиная с Куртов, но постепенно интенсивность ремонта уменьшается и на границе Алматинской и Джамбульской областей возникает ощущение, что ремонта нет и в помине.
Проехав этот участок, прикинули – сколько уже сделано и сколько ещё осталось. Получается так: по готовому асфальту мы проехали всего километров 40-50, не больше. Но под асфальтом не вся дорога, только половина, две полосы. Если весь отрезок Курты - Бурыбайтал составляет 230 километров, то четыре полосы будут 460 километров, из которых уложены, повторю, пятьдесят. Но это только асфальт, надо ещё сделать разделительную полосу, обочины, парковки, развороты, мостики для воды и разметку. Получается, даже по самым благоприятным подсчётам, что сделано не более десятой части всей работы. Это за год, ведь реконструкция началась в прошлом году. Десять процентов за год. Когда это всё будет готово?
Немного о дорожных знаках на этом участке. Такое ощущение, что их привезли с запасом, огромное количество и навтыкали где и как попало, лишь бы не валялись на дороге. Стоят временные знаки ограничения скорости 50, затем 40 и 30, никакого ремонта нет, пустой участок, потом стоит знак 70! Получается, что на пустом участке можно было ехать больше, чем семьдесят!? И так не один раз. Но надо сказать, что мы не заметили полицию в этих местах, видать они и сами путаются – где и с какой скоростью надо ехать. Да и свою машину им, наверное, тоже жалко – патрулируют участок от Бурыбайтала до города Балхаш. Там больше сохранившегося хорошего асфальта, меньше участков ремонта и почти нет объездов. Два раза мы видели патрульные машины «за работой» и оба раза это было в зоне действия постоянного знака «50», т.е. в старых, надёжных и «прикормленных» местах.
А теперь, в качестве шутки, мы промчимся 230 километров от посёлка Курты до посёлка Бурыбайтал за 5 минут 22 секунды. Не пожалейте пять минут и посмотрите весь ролик. Когда-нибудь эти кадры станут историей и лет через ... мы будем показывать ЭТО своим детям и внукам, которые будут ездить прекрасными новыми дорогами по всему Казахстану.
От Алма-Аты до Балхаша не всегда получается проехать без дополнительной заправки топливом – расстояние между городами близко к предельному для моей машины. Так и в этот раз: сильный ветер, сначала боковой, затем ставший встречным, мешал ехать и расход топлива подскочил. Пришлось заправиться на АЗС «КазМунайГаз» в Бурыбайтале, залили 30 литров по 154 тенге за литр (минус 3 тенге за литр скидка), ну а потом, на въезде в Балхаш долили до полного ещё 63 литра. Вот теперь всё, первый этап пройден, проезжаем город насквозь и начинаем думать, как жить дальше.