Перейти к содержимому

Фотография

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1
OWNER

OWNER

    Читатель

  • В доску свой
  • 3 872 сообщений

01_bartagai_asy_turgen.jpg

 

Небольшое вступление, так сказать – пролог. Владея уже некоторое время автомобилем повышенной проходимости и озадачившись вопросом, могу ли считаться «проходимцем», стал изучать интернет и обнаружил следующее: сообщество джиперов южной столицы Казахстана, несмотря на разнородность участников, имеет свои негласные правила и некоторый «табель о рангах». Само наличие полноприводной машины ещё ничего не значит – важно где и как ты ездишь. Можно всю жизнь кататься на внедорожнике и, без прохождения классических маршрутов, остаться «чайником» с точки зрения этого сообщества.

 

Покатавшись немножко на джипе и посетив пару-тройку мест, я решил пройти хотя бы один из таких классических маршрутов, естественно – самый лёгкий. Один ехать не решился, компанию составил мой сын, который и был инициатором поездки – хватит тебе, отец, быть «чайником»…

 

Итак, цель: сквозная поездка от Бартогайского водохранилища через плато Асы (Ассы) и Тургенское ущелье.

 

 

Средства: автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Лопата, топор и трос (не пригодились). И, как обычно, огромное желание проехать туда и обратно.

 

 

Самое главное – это обратно, поскольку до начала горного участка (точка В на карте) добираешься по прекрасной дороге. Оттуда, примерно параллельно трассе «Алма-Ата – Хоргос», следуем обратно по горам до точки Е. Вот об этом горном участке, о попытке смыть позорное имя «чайника» (стать ну хотя бы «кофейником») и пойдёт рассказ. J

 

Карта маршрута. https://www.google.c...ICgfCud7ureYTwb

 

Выехали мы в шесть часов утра, и первая часть маршрута ничего интересного не представляла. Кусочек Кульджинского тракта, переход на трассу «Алма-Ата – Хоргос», опять Кульджинка с новым асфальтом от Чилика через посёлки Байсеит и Нура до самого начала ущелья. Затем пошёл старый, но пока ещё удовлетворительный асфальт до Бартогайского водохранилища. Поворот налево находится за несколько километров до водоёма, но мы проехали прямо, чуть ближе к плотине, чтобы сделать первое фото.

 

01_chilik_bartogay.jpg

 

 

Бартогайское водохранилище существует более тридцати лет и вмещает треть миллиарда кубометром воды. Накопленная за зиму вода спускается летом в канал, идущий вдоль хребта Заилийского Алатау с северной стороны.

Затем вернулись и, обогнув это озеро слева, вышли на мост через реку Чилик, которая и питает всё это сооружение.

 

02_chilik_bartogay.jpg

 

 

Здесь, на мосту, нас поджидал первый сюрприз. По интернет-слухам в этом месте должен был стоять экологический пост по взиманию платы за тот ущерб, который мы готовились нанести природе Казахстана – проехать на машине по горам. Первый сюрприз приятный – поста не было. От слова совсем. Даже каких-либо намёков (поднятый шлагбаум, заброшенная будка) мы не увидели. Едем дальше.

 

 


  • 3

#2
OWNER

OWNER

    Читатель

  • В доску свой
  • 3 872 сообщений

Поначалу окружающий нас пейзаж откровенно безрадостен – сухие каменистые склоны небольших холмов и такая же каменистая дорога, вьющаяся по дну ущелья. Широкое вначале, ущелье постепенно сузилось до узкой дорожки, пригодной для движения только одной машины. Ну, или двух мотоциклов. В какой-то момент эта теснота стала ощущаться физически, но это было самое узкое место, затем ущелье начало снова расширятся.

 Фотографировать не хочется, ничего интересного пока нет. Всё время едем вверх и поднимаемся на тысячу метров – от реки Чилик (1070 метров) до безымянного перевала с высотой 2100 метров. Спустившись с него на триста метров, попадаем в долину реки Асы, вдоль которой теперь будем ехать долго.

 

03_Bartogai_asy.jpg

 

 

Природа оживилась – вдоль реки деревья и небольшие, но красивые, красные скалы.

 

 

04_Bartogai_asy.jpg

 

 

Осень, конечно, не лучшее время любоваться этими местами – всё сохнет и желтеет. Летом, особенно в начале, все горы покрыты яркой зеленью, но выбирать не приходится, довольствуемся тем, что есть.

 

05_Bartogai_asy.jpg

 

Первая часть пути с нашими комментариями и эмоциями в следующем видеоролике.

 

 

По этой долине, вверх по реке, мы проехали уже километра три, когда впереди показались несколько домиков. Не успев даже предположить – что это может быть такое, мы дружно воскликнули «Опа!», так как увидели шлагбаум. Он перегораживал дорогу, был закрыт и рядом никого не наблюдалось.

Мы поняли - слухи о шлагбауме возникли не на пустом месте, и надо было что-то решать. Вариантов было, собственно, немного: или возвращаться назад, или ехать дальше, развязав верёвочку на столбике. От мук выбора нас избавил подошедший человек, который представился лесником и спросил, есть ли у нас деньги.

Получив отрицательный ответ, он спросил сначала выпить (но не воды, конечно). Снова неудача и третья попытка – закурить. Здесь всё срослось, получив полпачки сигарет он развязал верёвочку, открыл шлагбаум и запустил нас в свою зону ответственности с благодарностями и пожеланиями счастливого пути.

 

06_plato_assy.jpg

 


  • 2

#3
OWNER

OWNER

    Читатель

  • В доску свой
  • 3 872 сообщений

Подъём продолжается. До самой верхней точки маршрута – обсерватории - нам предстоит проехать ещё километров пятьдесят, через всё плато, и подняться в горы почти на тысячу метров.

Обрадованные лёгким прохождением шлагбаума, мы даже не спросили о дороге, есть ли там она дальше. Пока же, с той минуты, как мы свернули с Кульджинки, нам не встретилось ни одной машины. Это несколько настораживало, поскольку в выходные дни джиперы здесь ездили раньше караванами.

Опять же – встреченные на дороге лужи воды, которых становилось больше и больше, сверкали нетронутым льдом, сегодня здесь точно никто не ездил. Значит мы первые и единственные, по крайней мере на сегодняшний день.

Такое «одиночное лидерство» с одной стороны наполняло нас гордостью, а с другой стороны – некоторым беспокойством. Отчёты настоящих джиперов, прошедших этот маршрут, пестрели фотографиями застрявших машин и видеороликами на тему «Как мы вытаскивали Прадо/Паджеро/Патруля».

Поскольку мы одни, то и вытаскивать нас, если что, будет некому. Поэтому едем потихоньку, особенно «интересные» места я прохожу под руководством штурмана. Этот ролик уже был в начале рассказа, здесь его целевой повтор.

 

 

Но грязных мест на дороге пока немного, больше внимания требуют лежащие на дороге или торчащие из неё камни. Сам камень вроде небольшой, но лежит строго посередине и в дополнении к глубине колеи может неожиданно «пнуть» в самое чувствительное место. Не хотелось бы…

Постепенно крутизна подъёма уменьшается, и мы выходим на плато Асы.

 

07_plato_assy.jpg

 

08__plato_assy.jpg

 

 

 

Ущелье распахивается перед нами огромной долиной шестикилометровой ширины и дорога, уже ничем не стеснённая, рассыпается на многочисленные колеи. Дороги, как таковой, здесь нет, поэтому ездят «монгольским способом» - сначала по одной накатанной колее, которая постепенно углубляется и разбивается. Затем рядом накатывают другую колею, потом ещё и ещё. Со временем первая колея сглаживается и зарастает травой – снова можно ездить по ней…

 

09_plato_assy.jpg

 

 

10_plato_assy.jpg

 

 

Многочисленные ручейки, пересекающие плато, вливаются в речку Асы и сейчас, осенью, малозаметны. Да и река не глубока и прозрачна. Весной и в начале лета воды куда больше и неспешно текущую реку (на двадцать километров пути разница в высоте получается метров двести) переехать вброд будет уже труднее.

 

 


  • 2

#4
OWNER

OWNER

    Читатель

  • В доску свой
  • 3 872 сообщений

11__plato_assy.jpg

 

Последний рывок – подъём на перевал, разделяющий реки Асы и Тургень. Позавчера в Алма-Ате был дождь, а здесь выпал неплохой снег. Сегодня под ярким солнцем он тает, оттаивает и грязь, замерзшая за ночь. Подъём на перевал не крутой, но машину начинает водить по грязи, когда переходишь из колеи в колею.

Подъезжая к перевалу мы всё время искали глазами башню обсерватории и не могли её найти. Возникла даже крамольная мысль, что проехали и не заметили – ведь снизу её всегда было видно хорошо. Только потом сообразили, что хорошо видно со стороны Тургенского ущелья, наш же маршрут не открывал вид на купол телескопа до последнего.

 

 

По данным Википедии, которая говорит правду, только правду и ничего, кроме правды «Обсерватория Асcы-Тургень — астрономическая обсерватория на высокогорном плато Ассы-Тургень в Заилийском Алатау в Казахстане. Находится на высоте 2750 м над уровнем моря, в 75 км к востоку от Алма-Аты.»

 

Строить её начали сорок пять лет назад, условия здесь идеальные – чистый, прозрачный воздух и отсутствие подсветки, которую дают большие города. Как и многое другое, обсерватория не избежала «разрухи 90-х», четверть века жизнь здесь едва теплилась. Первый раз приехал сюда летом 1997, верховья реки Тургень были нашим любимым местом отдыха. Рядом с павильоном телескопа стоял заброшенный башенный кран – и тишина. Подошёл сторож, разговорились.

- Много народу сейчас работает? – спрашиваю.

- Почти никого. Только один астроном приехал, днём спит, ночами на звёзды смотрит – отвечает.

 

12_plato_assy_observatoriya.jpg

 

 

Пять лет назад большой телескоп решили достроить и два года назад началась его тестовая эксплуатация, планируется дальнейшая модификация, однако заброшенное и разрушающееся здание гостиницы для научных сотрудников отражает интерес государства к науке.

Из осени мы приехали в зиму. Дальше дороги нет, разворачиваемся и, щурясь от солнца, делаем несколько фото.

 

13_plato_assy_observatoriya.jpg

 

 

От обсерватории нам теперь путь один – к реке Тургень и вниз по ущелью.  Да, именно по той дороге, что видна на следующей фотографии.

 

14_plato_assy_observatoriya.jpg

 


  • 1

#5
OWNER

OWNER

    Читатель

  • В доску свой
  • 3 872 сообщений

За один день яркое горное солнце уничтожило весь снег и высушило дорогу, но спустившись в ущелье мы снова возвращаемся в зиму. Здесь на пятьсот метров ниже, чем на обсерватории, но узкое и глубокое ущелье не даёт снегу таять. Теперь, наверное, уже до весны.

 

 

15_plato_assy_turgen.jpg

 

 

16_plato_assy_turgen.jpg

 

Уже совсем близко посёлок Батан, с него начинается асфальт, но надо проехать ещё один крутой спуск. Лет десять назад дорогу хорошо отремонтировали – легковые машины прямо-таки летали от Тургеня на плато и обратно. Но постепенно всё вернулось к состоянию прошлого века.

Перед крутым спуском встречаем первую машину. Девушка, сидящая за рулём большого внедорожника, тревожно глядя на нас, спрашивает:

- Скажите, долго ещё будет такая дорожка идти? –

Мы, конечно, объяснили барышне её ближайшее будущее, но несколько удивились – чем же она так успела встревожиться, ведь от асфальта до этого места совсем ничего и «дорожка», собственно, только начинается. Ответ на свой вопрос мы получили буквально через минуту. Крутой спуск, который стал для этой девушки первым подъемом, был далеко не гладким.

 

 

Для кого-то приключения только начинались, для нас же они уже закончились – через пять минут пошёл асфальт. Но по ущелью до посёлка Тургень ехать ещё полчаса вдоль реки. Здесь уже цивилизация вовсю: отели, форелевые хозяйства, кафе с ресторанами, оборудованные места отдыха прямо на берегу. Однако к моей задаче – перестать быть «чайником» - это уже отношения не имеет.

Кстати, о задаче. Удалось ли мне сделать «это»? Маршрут вроде как-бы пройден, всего 365 километров «от калитки до калитки» за 9 часов. НО! Нигде в грязь не засели, в речке не застряли, на камень не напоролись. Больше того – машина осталась практически чистой, а если бы вы видели, какими оттуда возвращаются настоящие джиперы! У-у…

Так что будем считать снятие позорного титула условным с обязательным подтверждением на другом квалификационном маршруте.

Пошёл готовиться.

 

 

17_plato_assy_turgen.jpg

 

 

Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий "Двадцать лет за рулём MITSUBISHI PAJERO." 
 
Другие рассказы о путешествиях, опубликованные на Форуме "Все вместе":
1. На машине из Казахстана на Дальний Восток. https://vse.kz/topic...-dalnemu-moriu/
2. Автопутешествия вокруг Алма-Аты. https://vse.kz/topic...okrug-alma-aty/
3. Казахстан-2019. От Актау до Аягуза. https://vse.kz/topic...tau-do-aiaguza/
4. Автопутешествия на Байкал. На Ольхон и вдоль БАМа. https://vse.kz/topic...hon-i-vdol-bam/
5. Один в Монголии. От Ташанты до Кяхты. 2016 год. https://vse.kz/topic...akhty-2016-god/
6. Гранд-Каньон Колорадо? Нет! Наш, Чарынский. https://vse.kz/topic...ash-charynskij/
7. Горы Кетмень с видом на Хан-Тенгри. 2019 год. https://vse.kz/topic...na-khan-tengri/

  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 0, скрытых пользователей: 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.