ИСТОРИЯ ПРЯДЕНИЯ
Согласно современным археологическим данным истоки текстильной техники обнаруживаются в самых отдаленных эпохах первобытнообщинного строя. Суровые условия природы, окружавшей человека ледникового периода ранней коммуны, заставляли, его в процессе борьбы за существование искать средства предохранения тела от холода, т. е. создавать себе одежду
Примитивным способом образования одежды из таких элементов должно было явиться плетение, продукт которого с самых ранних периодов служил, очевидно, не только для текстильных, но и для строительных целей (плетень из ветвей). С другой стороны, различные плетеные материалы распространялись и в производстве посуды, образуя на этапах позднего родового общества специальное корзиночно-плетеночное дело. Переход к плетению для текстильных целей был связан с необходимостью «заштопывания» случайных дыр и разрывов в одежде из древесной коры, что требовало вплетения узких лубочных полос и прядей в основной материал.
Освоение основных приемов плетения необычайно расширило ассортимент изготовляемых плетеных вещей. Здесь мы находим и рыболовные сети, и сумки для переноски продуктов, и головные шнурки, и ручные браслеты и многие другие предметы.
Плетение несомненно предшествовало и являлось исходным пунктом собственно текстильной техники, т. е. прядения и ткачества. Так, в способе так называемого «ступенчатого плетения» мы раскрываем тот прием сочетания вертикальных прутьев или полос с горизонтальными, идущими попеременно над первыми и перекрывающими их, на котором базируется принцип простого ткачества.
Развитие техники плетения, требовавшей приготовления одинаковых по прочности и однородных по форме волокон, должно было привести в результате к открытию способа искусственного образования прочной пряди волокон путем скручивания нескольких естественных и сцепленных друг с другом волокон в единую нить.
Переход от использования готовых стеблей растений, жил и волос животных к искусственному получению нити, ссучиваемой пальцами человека, и можно считать моментом появления прядения, как технического приема. Первоначальными объектами прядения было, по-видимому, витье веревок и канатов.
На раннем этапе поздней коммуны (от 15000 до 5000 г. до н. э.), в связи с хозяйственным переворотом, обусловившим переход к производящему, по преимуществу, хозяйству, с изобретением механических способов получения огня, гигантски усилившим власть человека над животным царством, а также в связи с расширением сырьевой базы вследствие укрепления земледелия и скотоводства,-- возникает текстильное производство в собственном смысле слова, опирающееся на накопленные и развитые в предшествующие эпохи элементы техники изготовления одежды и различных предметов из волокнистых материалов. Наряду с дикорастущей крапивой -- в качестве важнейшего прядильного и масляничного растения, «одомашненного» из дикорастущих сортов луба,-- в хозяйственный обиход азиатских и отчасти европейских племен входит лен. Важнейшими районами развития льноводства были передняя Азия, Египет, приальпийские и придунайские области, Средиземноморье и южные области нынешней территорий СНГ. Другим важнейшим лубочным растением становится конопля, доставлявшая пеньку, масло и наркотические средства. Развивавшееся мелкое скотоводство (козы, овцы, ламы в Америке) снабжало текстильное производство различными видами шерсти.
Примитивное прядение осуществлялось без всяких механических орудий, исключительно путем использования естественных органов человека.
Точно таким же образом и некоторые современные племена берут растительное волокно или шерсть, или волос и скручивают их, катая между ладонями или одной рукой по бедру. Этот способ, понятно отличается крайней медлительностью процесса работы и имеет результатом неравномерность крутки нити в разных ее частях. В других случаях нить, по-видимому, получалась путем простого склеивания элементарных волокон. На это указывает существующий еще в Китае способ образования нитей растения рами (китайская крапива) при помощи обмакивания волокон в рисовом отваре или клее для их параллельного укладывания в нить, концы которой ткач скручивает большим и указательным пальцем, используя тот же клей. Для данного способа также характерна низкая производительность труда «прядильщика». пряжа нож wenger бренд
Первым механическим приспособлением в прядении была, по-видимому, палка, служившая для намотки нити, свисавшей и спутывавшейся при длительном процессе прядения. Такую функцию у современных австралийских племен выполняет, например, палочка с крестообразной перекладинкой, предназначенной для намотки не только пряжи, но и шнура и бичевок.
Недостаточность употреблявшихся способов крутки при помощи пальцев руки, ладони и бедра приводит человека в длительном процессе накопления хозяйственного опыта к мысли использовать палку, служившую раньше лишь наматывающим приспособлением, также в качестве орудия дополнительной крутки. С этого времени палка начинает превращаться в веретено, которое, получив вращательное движение, не повисало на натянутой нити, а покоилось в руках прядильщика.
Прядение посредством свободно вращавшегося веретена не только ускорило процесс изготовления нити, а, следовательно, и повысило производительность прядильного труда, но и обеспечило большую равномерность крутки. В то же время оно требовало от прядильщика значительной сноровки и искусства, так как необходимо было постоянно сообразовывать количество вытягиваемого волокна и темп вытяжки с меняющейся скоростью вращения веретена.
Если техника веретенного прядения распространена была у всех народов на определенной ступени их общественного развития, то форма самого средства труда -- веретена -- в разных географических районах и эпохах значительно варьируется.
Что касается изготовления шерстяной пряжи, то оно с самого своего возникновения отличалось некоторыми специфическими чертами. Шерсть выщипывалась из овец, коз, лам и т. п. животных руками, в связи с чем эта операция была весьма мучительной для животного, кожа которого обливалась при этом кровью. У туземцев Фарерских островов этот варварский способ сохранился до настоящего времени. После разбора по сортам шерсть разрыхлялась крючковатыми деревянными или костяными орудиями и затем расчесывалась теми же примитивными приспособлениями, которые употреблялись и для льняных волокон.
Готовая пряжа перематывалась в мотки при помощи крестообразных деревянных палочек-мотовил. В некоторых случаях пряжу, для придания ей более чистого вида, по-видимому, кипятили, отбеливали золой и высушивали.
Намотка была совмещена с прядением в 15 в., когда веретено было дополнено рогулькой. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца U-образной рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью. Педаль, добавленная в 16 в., освободила правую руку прядильщика, позволив ему использовать для вращения приводного колеса силу ног. Палка-держатель исходного волокнистого материала вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Исходный материал закреплялся также в «донце» на верхней перекладине.
Позднее были созданы более производительные многоверетенные и многошпульные машины, которые давали и более однородную продукцию. Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом около 1490. В 18 в., в значительной мере благодаря трудам Дж.Харгривса и Р.Аркрайта, были осуществлены направленные на массовое производство усовершенствования прядильных машин, положившие начало современной прядильной технике.