1. Вначале нам показывают «очевидный» подтекст фильма – мы доедаем объедки тех, кто сверху. А главный смысл (вопрос) жизни состоит предельно просто «Что мы будем есть?». Показана иерархическая, структура общества, которая указывает на очевидную классовость, несмотря на культурные наслоения в виде демократии, равенства и пр. В то же время нам указывают на то, что сверху такие же люди как и мы, не лучше, не хуже. И уж тем более не Боги. «А кто сверху? Люди с 47-го уровня. Очевидно же!»
2. Почему они просыпаются на каждом уровне вдвоём и не могут выбирать своего «сокамерника». Думаю, это дуальность нашей природы. Мы приходим в мир, со своим Альтер эго, которое существует одновременно и отдельно, и неразрывно с нами. Это одновременно и наши достоинства и недостатки, сила и слабость, любовь и ненависть.
3. Теория реинкарнации. Каждое пробуждение – это новая жизнь. В фильме рассматривается теория, согласно которой от нас не зависит, кем и в каких условиях мы родимся. Мы сами вольны выбирать кем нам быть - убийцами, жертвами, каннибалами, мучениками, учителями, учениками. «Нам лучше узнать имена друг друга. Мы здесь вместе надолго застряли. Или нет, кто знает» Нам говорят, что каждый проживёт столько жизней, сколько ему отведено. Некоторые мечтают попасть в это колесо Самсары по своему желанию, ожидая некий «сертификат» в конце пути, другие (как Тримагаси) попадают в качестве наказания, в тайне тоже желая обрести тот самый «сертификат».
4. Концепция Рая и Ада. «Не говорите с нижними! Почему? Потому что они внизу. Люди сверху вам не ответят. Почему? Потому что они наверху, очевидно же!»
5. Перед трапезой они садятся коленями на подушку, принимая позу причастия. Отсылка к библии и обряду причащения, который дает возможность христианину «соединиться с Богом во Христе».
6. Горанг берет со стола яблоко, символический «запретный плод» с древа познания, который несет за собой наказание в виде жары, или холода. Возможно, отсылка к мирному атому, который в руках человечества превращается в наказание в виде ядерной войны и ядерной зимы. «От нас только пепел останется».
7. Когда Тримагаси рассказывает о том, как он убил иммигранта-нелегала, выбросив в окно телевизор, он спрашивает: «Разве смерть этого парня моя вина? Он вообще не должен был быть там.». Затрагивается проблема мигрантов и наше отношение к этой проблеме. Здесь рассматривается отчужденное отношение к смертям этих людей. На мой взгляд, здесь происходит манипуляция зрителем.
8. Шеф-повар, она же Администрация — это Фатум, который распределяет дары-блюда между всеми (в теории) поровну и только человек считает, что некоторые «ровнее» остальных.
9. Когда Горанг предлагает сказать людям на высших уровнях, чтобы они потребляли пищу рационально и оставляли людям на низших уровнях, Тримагаси интересуется не коммунист ли он. «Коммуниста там [наверху] никто слушать не будет.» Тут говорится о том, что нынешняя элита является сторонниками исключительно рыночных отношений и дарвинизма.
Идея всеобщего равенства их совершенно не интересует. Люди рождаются неравными. «Лучше сьесть, чем быть сьеденным.» Этой идеологии следуют все живущие в Яме, что и приводит к существующему положению вещей. «Нижние должны знать своё место! Через месяц они могут быть сверху. - …и будут ссать на нас, ублюдки!»
10. Ну и главный символ – это сам главный герой Горанг, который отождествляется с мессией. Он первый, кто выбрал книгу (читай Библию), он несет идею о всеобщем равенстве и терпимости. На 33 уровне (как и в последний год жизни Иисуса) ему говорят, что «это плохое место для человека, который любит книги».
Он - Улиточка, спираль, символ эволюции вселенной и вечности. Его любимое блюдо – улитки, которой он сам стал на 171 уровне, и должен был быть сьеден. Круговорот природы в естественном виде. На 6-м уровне он встречает своего последователя-апостола, с которым словно с Вергилием отправляется в свой крестовый поход по уровням, как Данте в круги ада, как персонаж книги, которую он взял с собой в Яму. Отчаянный Дон Кихот и его верный (хоть и ставший в угоду толерантности чернокожим) Санчо Панса.
Они отправляются в свой поход, сражаться с ветрянными мельницами (читай грехами людей) и нести символ своей церкви, ниспосланной богами – Панна Коту. И только добравшись до самого последнего уровня, пожертвовав собой и отыскав настоящее послание для Богов, нашего Дон Кихота ждет катарсис – «спуститься, чтобы подняться».
(с)