Daygon, опишите, пожалуйста, на какие симптомы/действия/бездействия ребенка обратить внимание? И как протестировать ребенка в домашних условиях?
Симптомы просты. Такие дети отстают в общем психо-эмоциональном развитии. Они плохо реагируют на все внешние раздражители. Плохо отзываются на имя, начинают поздно обращаться к родителям "мама", "папа". Констатировать факты им удается легче. Увидев маму, он может сказать мама, а вот обратиться "мама, пойдем!", им сложно. Они чаще берут за руку и ведут, чтобы получить то, что им надо. Они легче отвечают на заученные вопросы о цветах, животных, фигурах, цифрах итд. Но если вопрос новый, или абстрактный, то такому ребенку сложно на него ответить. Плохое общее понимание обращенной речи. Только в каждодневные бытовые просьбы, команды они понимают хорошо. У таких детей позже появляется указательный жест. Если у обычных детей он рефлекторно появляется до года, то у детей с РАС он появляется гораздо позже. После 2,6г обычно. Причём в книге они могут показывать пальцем тех, кого вы просите, а вот в пространстве, показывать направление, куда они хотят идти, или делиться увиденным они начинают гораздо позже. На улице их не очень интересуют детские площадки. Чаще они просто бесцельно бегут, не ощущая опасности и не слыша выкрика мамы о том, что едет машина допустим. Из-за нарушения коммуникации такие дети истеричны. В порыве истерик они валяться на пол. Хоть кричи, хоть ругай, хоть лупи, всё это на них не действует. У таких детей часто бывают стереотипные, ограниченные интересы. Это может выражаться во многом. В излюбленных маршрутах, предметах, одежде, мультиках, еде. Эти дети могут иметь необъяснимые страхи. Страхи дикие, животные. Обычно боятся шумных приборов - миксер, фен, кофемолка, пылесос, сушилки для рук в общественных туалетах. Они могут боятся воды, погружаться в нее, мочить голову, стричь волосы и ногти. Не просто плакать, а истошно истерить. Обычно такие дети гиперактивны и им сложно на чем-то долго удержать своё внимание. Бывает, что такие дети имеют стимы. Они могут подпрыгивать помахивая руками, как крылышками, могут крутиться на месте, бегать кругами по комнате, мотать головой, играть зрачками, уводя их по сторонам, мельтешить перед своими глазами пальцами. Это только мелкая часть перечисленных симптомов. Их гораздо больше и описывать их придется долго. Основным расстройством всегда была и будет коммуникация. Не умение общаться. Из-за этого речь тоже запаздывает в своем развитии. Обычно такие дети начинают с тарабарского языка и вокализаций. Потом речь становится эхолаличной. Позже описательной с отсроченными эхолалиями. Все дети с РАС очень разные. У всех свои черты, которые могут быть, а которых может и не быть. У кого-то что-то ярче выражено, у кого-то другое. Наши спецы видят, что мол в глаза посмотрел, ну какой он аутист? Я видел огромное количество детей с РАС. Все они смотрят в глаза. Все. Другое дело, что с их взгляда вы ничего не считаете, как и они с вашего. Обычные дети смотрят на вас долго и пристально, пытаясь считать с вашего взгляда информацию. Кто вы, почему смотрите, что ваш взгляд выражает (дружелюбие, или агрессию) итд. Аутичный ребенок не сможет этого считать. Поэтому аутичные дети смотрят в глаза, но не продолжительно. Повторюсь, каждый ребенок с РАС индивидуален. Они могут быть контактны, игривы, любить сказки и петь песни даже в 3 года. Они могут любить детей и общество. Могут смотреть в глаза, шутить, делиться эмоциями и проявлять не дюжинный уровень интеллекта, когда им что-то сильно надо.