Скольким законам противоречит успех Apple?
Последние квартальные отчёты компании Apple бьют все рекорды, а также, видимо, и некоторые законы.
Компания Apple только что обнародовала отчет за финансовый квартал, закончившийся в декабре, первый квартал 2015 фискального года. Цифры впечатляют:
iPhone: Apple продала 74.5 млн айфонов, что на 57% больше по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года. Выручка от продаж составила $51.2 млрд. Это означает, что айфонами владеет более 1% мирового населения. 9,4 айфона продавалось каждую секунду прошлого квартала. Надеюсь, когда-нибудь мы увидим документальный фильм о героической цепи поставок (производство деталей, сборка, транспортная логистика), необходимой для достижения таких цифр.
Общий доход компании вырос на 30% до $ 74.6 млрд, из которых 69% приходится на продажи айфонов - почему некоторые сейчас и называют Apple «iPhone-компанией».
Прибыль (чистый доход): $18 млрд. Это, по всей видимости, самая высокая квартальная прибыль из всех мировых компаний:
Рекордные показатели квартальной прибыли стали привычными для Apple. Компания уже пятый раз попадает в десятку лидеров, начиная с 1-го фискального квартала 2012 г.
Денежные средства: Получив $33 млрд от операционной деятельности, компания на данный момент владеет $178 млрд в денежных средствах и финансовых инструментах. Чтобы получить представление о величине этой суммы: $ 178 млрд это $550 на каждого американца, или $25 на каждого жителя Земли.
И всё же некоторых людей успех Apple раздражает.
Профессор одной из бизнес-школ Хуан Пабло Васкес Сампере в своей статье, опубликованной в журнале Harvard Business Review, пишет:
"Заявляя о своих огромных заработках, так как будто в них весь смысл, Apple заставляет нас думать, что она больше не является компанией с «революционным» видением».
Джон Грубер мотивированно возражает профессору, но он, вероятно, не сможет переубедить Джо Уилкокса, последователя взглядов Сампере, который пишет: "Добравшись до вершины успеха, Apple оказалась на самом краю пропасти".
Или, например, Питер Коэн, один из критиков Тима Кука, который недавно поведал нам, что есть "6 причин, по которым Apple обречена".
Apple… одной ногой в могиле. Но в чьей могиле?
И всё же последний квартал не принес радостных вестей недоброжелателям Apple. Гневные отклики предсказателей тут и там разбросаны по всему интернету – вы без труда сможете найти их. Или можете обратиться к «неизменно надежному» источнику, Генри Блоджету, писавшему в ноябре 2013 года: «Фанаты Apple, признайте, компания слишком их раздула». Генри тогда писал о слишком высоких ценах на продукцию компании. Но положение еще более усугубилось: в последнем квартале средняя цена на iPhone выросла до $687.
Теперь обратимся к законам, которым противоречит успех Apple.
Закон 1: Большой размер затрудняет рост.
Это закон больших чисел. Не тот, который о вероятностях, а тот, который предсказывает замедление первоначального взрывного роста. Он утверждает, что если ваш бизнес стоит 10 миллионов долларов, увеличение на 50% означает увеличение на $5 млн. Но если ваша компания стоит $ 150 млрд, 50% роста в следующем году потребует прироста в $75 млрд - вам просто может не хватить клиентов или средств для поддержки такого роста. И реальные цифры, кажется, подтверждают этот закон: в 2014 финансовом году выручка Google составила $66 млрд, прибавка в 19% за год; в Microsoft выручка составила $87 млрд, прибавка в 11,5%; у Apple $183 млрд, прибавка всего в 7%.
И все же, в прошлом квартале, выручка компании Apple выросла на беспрецедентные 30%, в нарушение этого закона. Продажи одних только айфонов выросли на 57%, что превышает $51 млрд в одном квартале – приблизительно такой же цифры Google достиг за весь 2014 фискальный год.
На данный момент Apple движется к следующему кварталу с темпами роста, превышающими 20%. За весь 2015 финансовый год, это будет означать, дополнительные $37-40 млрд в продажах - более половины Гугла, и чуть меньше половины Майкрософта.
Закон 2: Всё превращается в стандартный массовый товар.
Неумолимая тенденция когда товары становятся стандартными и похожими друг на друга, и как следствие, падает рентабельность, т.к. конкуренты отчаянно пытаются снизить цены.
Ярким примером является рынок ПК, где компьютеры похожи друг на друга, как клоны. Но, как уже упоминалось, средняя цена на iPhone выросла с $637 в первом квартале 2014 финансового года до $687 в прошлом квартале. Повышение цены на $50 на таком конкурентном рынке кажется, по меньшей мере, нелогичным. Рискую оказаться «капитаном очевидность», но растущая средняя цена означает, что покупатели решили отдавать больше денег Apple.
Кто-то скажет, что это всего лишь безвольные фанаты Apple. Но вот что говорит Тим Кук в интервью The Wall Street Journal :
"... Менее 15% владельцев предыдущей версии iPhone приобрели iPhone 6 и 6 Plus... Большинство новых пользователей iPhone до этого пользовались смартфонами, работающими под управлением Android…"
Данное утверждение коррелирует с 70% роста выручки от продаж Apple в континентальном Китае - той части земного шара, где, по теории, всегда властвовали дешёвые клоны.
Закон 3: Доля рынка всегда побеждает.
Почему у этого закона до сих пор есть последователи вызывает недоумение, но тем не менее. С завоеванием большей доли рынка приходит эффекта масштаба и сетевой эффект. В конце концов, доминантная платформа становится «черной дырой», засасывающей разработчиков приложений и других симбионтов, в то время как игроки оставшиеся в меньшинстве остаются не у дел. Как Mac проиграл войну Windows, так же и IOS проиграет Android.
Но ... Как Гораций Дедью отметил у себя в твиттере, проигрыш Apple Windows вовсе не выглядит таковым:
Цена поражения в "PC-войне": бизнес Мака сейчас в семь раз больше, чем был 10 лет назад.
Apple постоянно наращивала долю рынка в сегменте ПК во всех, кроме одного квартала, в течение последних восьми лет - в 31 из 32 кварталов.
Но даже этот впечатляющий показатель не столь важен, как подкрепляющая его цифра, которая действительно имеет значение: доля прибыли. Несмотря на свою небольшую долю рынка (около 7% в мире; в США чуть выше), Apple забирает себе около половины всей прибыли в отрасли, благодаря своей высокой средней цене ($1250 против $417 в среднем по отрасли в 2014 году , которая к тому же снизилась до $379 в этом году). Далее, несмотря на маленькую долю в мобильном секторе (от 13% до 15%) Apple отхватила себе 90% всей прибыли отрасли в прошлом квартале.
Как видим, маленькая доля рынка не убила Mac, и не навредила iPhone.
Правило 4: Принцип модульности всегда побеждает.
Однажды Клейтон Кристенсен выразил озабоченность о будущем компании Apple. В конечном итоге, модульность всегда побеждает интеграцию:
"Переход от собственной архитектуры к открытой модульной архитектуре происходит снова и снова. Это произошло с персональным компьютером. И хотя это не убило компьютерный бизнес Apple, но отвело ему место мелкого игрока. Ipod является собственным интегрированным продуктом, но он всё больше становится модульным. Вы можете скачать музыку с Amazon так же легко, как с Itunes. Сейчас все мы можем видеть как модульная архитектура организована вокруг операционной системы Android, которая развивается гораздо быстрее, чем iPhone. Так что я опасаюсь, что принцип модульности сделает свое дело с Apple."
Это было написано в мае 2012 года. Три года спустя мы уже почти забыли что такое IPod. Музыкальный плеер, который когда-то генерировал больший доход, чем Mac и проложил путь для iPhone, дав рождение инфраструктуре Itunes, стал составной частью своего преемника. С 400 млн. проданных единиц Apple даже не упоминает о продажах iPod в отчетах. Можно сказать, что интеграция выиграла.
Mac упорно отказывался (и до сих пор отказывается) соблюдать закон модульности. Но, как показывают последние цифры Apple, у iPhone, кажется, тоже имеется иммунитет к угрозам со стороны принципа модульности.
У меня нет никаких сомнений по поводу закона больших чисел, который только подчеркивает действительно колоссальный рост Apple, но, в конце концов, который всё равно победит. Ни одно предприятие не может расти на 20%, или даже 10%, постоянно.
Но по поводу трёх других: доля рынка, превращение в массовый продукт, модульность - как мы можем игнорировать море противоречивых фактов? Даже если оставить в стороне Apple, мы видим столько «исключений» из этих правил, что они заставляет нас задуматься: а вдруг эти так называемые законы просто удобный способ выдать желаемое за действительное, своеобразный вид фоновой музыки, которая заполняет идейный вакуум, но не представляет из себя ничего ценного.
По мере того, как Apple продолжает "нарушать законы", возможно, мы станем свидетелями возникновения новых теорий, которые станут справедливой альтернативой дискредитировавшим себя учениям. Как написал Роб Майтелс: «Apple: куда все теории управления уходят умирать.»
(это был мой вольный перевод статьи)