Столп Сенусерта Первого.
Этот столп привлек мое внимание еще в ноябре. Но гид быстро провел нашу группу мимо этой красоты. И вот, в апреле мне удалось задержаться на минуточку возле этого четырехметрового гиганта, и сделать целых две фотографии.
Столп выполнен из известняка и украшен рельефами со всех 4 сторон. Точная его высота 434 см и ширина 95. Когда-то давно этот столп стоял в Карнаке, в храме Бога Амона – Ра. Затем жрецы спрятали его в тайник у седьмого пилона, который нашел археолог Легрен при раскопках храма в начале двадцатого века. Столп относится к Двенадцатой династии.
Тайник был нереально огромный. В нем нашли сотни статуй фараонов, богов, важных сановников, частных лиц, а так же стелы, колонны и другие архитектурные элементы, которые датировались началом 11 династии и концом эпохи Птолемеев.
Сенусерт Первый был великим правителем, который не только серьезно расширил границы Египта, но и был великолепным строителем. Он строил большие памятники и создавал величественные памятники. На каждой стороне изображен фараон в объятии разных богов.
Сенусерт Первый одет в разные одежды и носит разные головные уборы. Это Немес – или царский платок, как у сфинкса или у маски Тутанхамона. Красная корона Нижнего Египта. И двойная корона ( чуть не написала «корова», вспоминаю царицу Хатшепсут, голова которой находится буквально метра через два от столба) Верхнего и Нижнего Египта.
Так что если у вас есть минуточка, то выдохните и рассмотрите все 4 стороны столба. Он великолепен!
А какие же Боги обнимаются с царем?
Это Бог Гор из Эдфу с головой сокола. Бог Атум из солнечного города Гелиополя в двойной короне. Бог Амон из Фив или Луксора. У него характерная корона из двух перьев. И Бог Птах из Мемфиса, который изображен внутри храма.
Иероглифы рядом с фигурами сообщают их имена и титулы. А так же в них содержатся пожелания долгой жизни, силы и удачи царю, имя которого заключено в картуш.
Если судить по этому столпу, то можно сказать, что искусство рельефа во время 12 династии достигло своего расцвета. Мы видим необычайную четкость линий и изящество пропорций.
Египтологи подчеркивают, что с трудом можно отыскать равные примеры этой стеле на всем протяжении истории Древнего Египта.