Среди важных мероприятий указывается замена 185 украинских военнослужащих в мае текущего года в составе украинско-польского батальона КФОР в Косово. В феврале была проведена замена 40 военнослужащих в Ираке, выполнявших роль инструкторов и миротворцев. Высказывается намерение увеличить присутствие украинских военных в Афганистане с 3 до 6 человек, которые будут выполнять свои задачи в составе шведской группы в провинции Мазари-Шериф. Конечно, это мелочи. Но на большее у Украины денег нет. А показать себя значимым хочется.
В штаб-квартире НАТО в Брюсселе 28 марта было подписано соглашение между Украиной и Организацией Североатлантического договора об участии Украины в операции международных сил по поддержанию безопасности в Афганистане, а также финансовое соглашение, связанное с этим участием. Таким образом был юридически оформлен формальный статус Украины как страны-участницы операции НАТО в Афганистане.
Особо подчеркивается участие Украины в антитеррористической операции НАТО в Средиземном море под названием «Активные усилия». В операции принимал участие фрегат «Гетман Сагайдачный» ВМС Украины с применением вертолетов Ка-27 и с досмотровой командой на борту. Между структурами НАТО и заинтересованными ведомствами осуществлялся обмен сведениями о подозреваемых судах. Украина направила в НАТО 870 сообщений, а получила в ответ 430 открытых и 201 ограниченного доступа сообщений.
Также проводились различные семинары, конференции и рабочие встречи по стажировке украинских офицеров на натовских кораблях, организации совместных учений и их материально- технического обеспечения. С 16 по 29 марта трижды с визитами на Украине находились представители ВМС США, которые обсуждали вопросы логистического обеспечения развернутых войск по плану операции «Активные усилия».
В этом же году завершилась процедура по присоединению Украины к Договору «О многонациональных миротворческих силах Юго-Восточной Европы». От Украины в их состав по предложению ГШ должны были войти подразделения до инженерной роты, до взвода РХБЗ, а также штабные офицеры и медицинский персонал.
Всё это время НАТО и США обещали материальную помощь Украине. В частности, обещали поставить новейшие образцы вооружений. Но каково же было изумление в Вашингтоне, когда от Тимошенко и Яценюка (в обход Ющенко) поступила просьба: нам техники не надо, нам бы деньгами…
Тимошенко и Яценюк старались вовсю! Украина высказала готовность принять участие в войсковых учениях в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», проводимых как за пределами Украины, так и на ее территории. В связи с этим 11 мая Верховной Радой был принят закон «Про схвалення рішення Президента України про допуск підрозділів збройних сил інших держав на територію України у 2008 році для участі у багатонаціональних військових навчаннях» (пп. 55). Этот закон позволяет и сейчас под видом совместных учений вводить иностранные войска на Украину. Очень предусмотрительный закон, если заранее предполагался политический кризис власти.
Но самое значимое достижение НАТО и американцев заключается в объединении системы ПВО Украины с центром управления воздушным пространством Румынии (пп. 60). Дело в том, что в Румынии предполагалось размещение базы ВВС США, обеспечивающей полеты американских транспортных самолетов в Афганистан и на Ближний Восток, и монтаж элементов системы ПРО США. В Брюсселе 13 июня был подписан Меморандум про взаєморозуміння між Міністерством оборони України і Міністерством оборони Угорщини та Штабом Верховного головнокомандувача об’єднаних збройних сил НАТО в Європі з обміну даними про повітряну обстановку, по которому Украина обязана обмениваться данными о воздушной обстановке с Румынией (пп. 89). То есть, по сути украинцы будут вести разведку воздушного пространства в интересах США и НАТО, а также предоставлять свое воздушное пространство и аэродромы военной авиации будущих союзников по НАТО. Переговоры на эту тему и подписание соглашений проводились на саммите НАТО в Бухаресте, а затем обсуждались в рамках Комитета НАТО по ПВО в Израиле, город Хезлия, в мае 2008 года. Последний факт указывает на процесс объединения систем ПВО не натовских стран с системой ПВО НАТО.
Экономическая безопасность
В плане стратегии экономического развития правительство Украины формально пошло на сближение с МБРР и МВФ. С этой целью эксперты этих организаций вели постоянный глубокий мониторинг украинской экономики и ее потенциала. Никаких коммерческих и государственных тайн для них не существовало. На основе полученных данных украинскому руководству ставились условия получения кредитов, вступления в ВТО и присоединения к ЕС. Контроль за выполнением этих условий вели многочисленные советники МВФ и МБРР, а также ЕС. Об этом говорится в пп. 38 и 39 Аналитической справки.
Справедливости ради надо сказать, что в такие же клещи попали российские реформаторы, но у них был выбор в отличие от Украины, которую поставили в иное положение. Так как правительство и окружение Ющенко безоглядно играли на противопоставлении Украины братской России, а не на партнерстве двух республик, участие МВФ в экономике Украины оказалось исключительно политическим. Политика стала объектом коммерции олигархического правительства Украины. Это не скрывалось и не пресекалось.
Еще важный момент. МВФ кровно заинтересован в высоком уровне коррупции в тех странах, где он работает. Почему? Всё очень просто. МВФ выделяет кредит. В течение довольно короткого времени распиленные коррумпированной властью деньги возвращаются в западные банки на личные счета чиновников и… работают на экономику запада. А страна-заёмщик дополнительно к этому выплачивает кредит с процентами. Так было в России при Ельцине, так было на Украине при Тимошенко-Яценюке. Впрочем, эта схема на Украине действует и сейчас.
Украинских коррупционеров подвела жадность. Объемы хищений были чудовищны! В результате консультаций с МВФ, проведенных с 20 марта по 1 мая 2008 г., эксперты констатировали, что уровень инфляции и рост темпов увеличения объемов государственного долга могут подорвать саму систему кредитования. То есть, по сути было высказано недоверие кредитоспособности украинской экономики.
Тем не менее, оставалась достаточно перспективной для сотрудничества научно-техническая деятельность в отраслях украинской экономики за счет имеющихся разработок и научных кадров, полуразваленных институтов. Но для этого нужны были все те же кредиты. В конечном итоге удалось подписать Договор между Украиной и Европейским космическим агентством «О сотрудничестве в освоении космического пространства в мирных целях». Но каких-либо ощутимых результатов для Украины по этому договору нет.
Украинская олигархия никаких вкладов в развитие науки и технологий не сделала. Паразитарный бизнес олигархов и правительства в их лице вызвали крайнее недовольство в обществе и привели Украину к майдану-2014, который олигархия превратила сначала в свой реванш в форме диктатуры, а потом потеряла полностью управление страной.
Информационная политика или диверсия
Экономика разваливалась киевскими политиками и из-за отсутствия ясных экономических стратегий. Впрочем, зачем коррумпированной власти стратегия?
Зато в информационном плане евроатлантическому курсу Украины было уделено самое пристальное внимание как со стороны украинских властей и СМИ, так и со стороны западных политиков. На выполнение так называемой «Державної цільової програми інформування громадськості з питань євроатлантичної інтеграції України на 2008-2011 роки» было выделено государством более 8 млн долларов США, в том числе около 150 тысяч долларов из тощих местных бюджетов (пп. 41).
Кроме пропаганды в СМИ были организованы десятки семинаров и конференций по этому вопросу на региональном уровне. Был даже объявлен конкурс на лучшее освещение темы в СМИ, в том числе парламентариями и неправительственными организациями (пп. 43). Главное сосредоточие усилий пропаганды было направлено на молодежь. Среди НПО особо выделялись Гражданская лига Украина-НАТО, Институт трансформации сотрудничества, Институт евроатлантического сотрудничества. Была даже принята специальная программа "Евроатлантическая интеграция глазами молодежи» и др. К пропаганде евроатлантизма были привлечены организации общества «Знания». В этой обширной работе принимали активное участие посольства США и Польши на Украине, а также приглашаемые представители посольств других стран НАТО, включая послов.
Если говорить о возрастных группах, подверженных натовской пропаганде, то она велась среди молодежи начиная со школьного возраста.
Пропаганда евроатлантизма велась и в вооруженных силах. В феврале 2008 года в Национальной академии обороны Украины была проведена VIII международная неделя НАТО. Высокопоставленные военные и дипломаты в течение недели прочитали курс лекций слушателям всех курсов академии.
Почти на всех вэб-сайтах ведомств и регионов были открыты специальные странички с евроатлантической тематикой, всего 700 адресов. Этой тематике особое внимание уделяли МИД, минобороны, госкомитет по телевидению и радиовещанию, СБУ, минэкономики, минтопэнерго и другие ведомства. Тема НАТО и евроинтеграции отсутствовала лишь на порталах Республики Крым и городской администрации Киева (пп. 46). Источниками информации для всех сайтов были и остаются порталы «Украина-НАТО» (www.ukraine-nato.gov.ua), поддерживаемый МИД, и национального центра по вопросам евроатлантической интеграции Украины (www.nceai.gov.ua). Созданы тысячи центров и стендов в учреждениях, пропагандирующих евроатлантизм.
В результате в феврале 2008 г. за вступление в НАТО высказалось 20,9% опрошенных респондентов, против – 59,2%, затруднились с ответом – 16,6%. По сравнению с 2007 годом за вступление высказались 16,2%, против – 59,2%, затруднились с ответом – 16,6% (цифры из текста Аналитической справки). По прогнозам украинских социологов, проводивших опрос, к концу 2008 года по итогам реализации целевой программы, рассчитанной на 2008-2011 гг., за вступление в НАТО выскажутся около 36% граждан. Это явная натяжка. Украинцы не хотят в НАТО, но правительство упорно стремится втиснуть страну в эту организацию и ЕС.
Нельзя по случаю не вспомнить, что одновременно шло переформатирование исторического самосознания украинского общества. Через СМИ и систему образования внедрялась историческая парадигма «Истории национально-освободительного движения народа Украины», представлявшей собой героизацию УПА-УНСО и препарирование истории Украины на основе эмигрантской националистической идеологии и установок Грушевского.
Резюме
Секретариатом президента Ющенко также разработан документ под названием «План дій Україна-НАТО», который представляет собой перечень намерений и обязательств украинского правительства на пути вступления в НАТО. Каждый пункт этого документа фиксирует отрыв Украины от России и добровольную передачу украинским правительством суверенных прав Украины западноевропейскому сообществу в лице ЕС и НАТО. На первый взгляд все принципы и цели этого документа декларативны. Но, облекаясь в правовые формы, они становятся обязательными и требующими финансовых расходов на выполнение обязательств.
Создается некий фон ожиданий, что ЕС и НАТО будут платить по каждому пункту декларации за политическую позицию Украины в отношении России. Но это не так. Нельзя не видеть, что каждый политический и военный договор Украины с НАТО и ЕС сопровождаются дополнительным соглашением по ее финансовым расходам или доле финансового участия в ЕС или НАТО. Адаптация украинской экономики, реформа вооруженных сил по образцу НАТО, участие в международных операциях требуют расходов. А денег на это в разоренной украинской экономике нет.
В дополнении к указу президента Ющенко № 289/2008 от 1 мая 2998 года «Цiльовый план Україна – НАТО на 2008 рік у рамках Плану дій Україна – НАТО», подписанный главой секретариата Президента Балогой говорится, что Украина принимает действенные меры для поддержания стабильности и продолжает свое участие в миротворческих миссиях и антитеррористических операциях НАТО в Косово, Республике Ирак, Исламской республике Афганистан, а также на Средиземном море. Звучит пафосно. А в реальности даже не протокольно вежливо.
Яценюк, будучи в США, на встрече с Обамой подтвердил готовность продолжать выполнение принятого еще в 2008 году плана сдачи национальных интересов Украины. Именно поэтому США так трепетно относятся и к Яценюку, и к Юлии Тимошенко.
Крым: игра на опережение
У России был цейтнот. Вопрос с Крымом надо было решать немедленно. Ситуация складывалась таким образом, что над крымчанами нависла угроза физического уничтожения. Комитет начальников штабов США рассматривал возможность применения как наёмников из частных военных компаний, так и, если что-то пойдёт не так, военнослужащих для оккупации Крыма. Для успешного проведения операции и подстраховки воинские подразделения США были переброшены в Польшу, а потом и на Украину. В Киеве американцы развернули полноценный штаб управления боевыми действиями в Крыму с российской армией.
Мало кто знает о том, что в начале 2014 года мир стоял на грани 3 мировой войны, как во время Карибского кризиса.
Чем ответила Россия?
С точки зрения международного права Путин выстроил зеркальную американской схему действий. Правительство Крыма заключило договор об обеспечении безопасности на полуострове с частной военной кампанией.
Операция обеспечения стабильность на полуострове от принятия решения о референдуме до его проведения – уникальна и беспрецедентна по многим показателям.
Американская разведка: агентура, космическая, авиационная, морская, военная, радиозразведка и т.п. – потерпела полное фиаско! Такого не было никогда, чтобы в современных условиях, когда каждый дециметр земли под контролем, никто ничего не заметил. В эфир не было сказано ни единого лишнего слова, а передвижение подразделений осуществлялось абсолютно скрытно.
Зарубежные эксперты считают, что Россия применила технологи прикрытия подготовки войсковой операции техническими средствами, которых больше нет ни у кого.
В мировой политике разгорелись далеко не рутинные страсти по поводу присоединения Крымской республики к России. Натовцы объявили Россию своим противником. После недолгого перемирия снова вспыхнула холодная война Запада против России в форме экономических и политических согласованных санкций США и ЕС. Международное право как всегда подвергается Западом двойным стандартам в толковании. В одну кучу стаскиваются аналогичные проблемы в мире последних десятилетий. Но Крым все равно стоит особо.
Григорий Ванин
Александр Жилин