В котором непонятно кто, и непонятно как насочинял его собственную Конституцию, и которая до сих пор поражает абсурдностью и нелепостью целого ряда своих постулатов.
В результате, проект новой исландской Конституции составлял специальный «уполномоченный комитет» из рядовых граждан, который был сформирован не «по блату» или звонкам из администрации президента и премьер-министра, а путем обыкновенной электронной лотереи. Затем со всеми поступившими предложениями разбирался совет из всего 25 человек. Это опять-таки были простые граждане, выбранные другими простыми гражданами, причем каждый из членов конституционного совета должен был предоставить не менее 30 рекомендаций тех, кто хорошо их знал по предыдущей жизни и работе.
Вот вы можете себе представить, чтобы где-нибудь в России или США Конституцию составляли простые граждане, среди которых были дворник, шофер такси или рыбак? Замечу, что эти люди не управляют страной (не надо путать процесс с «кухаркиным правлением»). Они лишь предлагают сами и отбирают предложения других для составления положений Конституции своей собственной страны. Чтобы она никогда не зависела от «внешних доброжелателей», и чтобы каждый, кто окажется вором или жуликом, понес тут же немедленное наказание.
Народ - сам за себя. А не за тех, кто считает себя «стронником народных чаяний»
Собирались предложения по Конституции всем исландским народом около года, причем присылать их мог любой, и любое предложение неприменно тем самым конституционным советом тщательно рассматривалось. Потом была подведена черта под дискуссиями, и ему- этому самому исландскому народу был представлен на одобрение окончательный проект новой Конституции страны. И что бы, вы думали, там оказалось написано? А вот что.
Природные ресурсы (все абсолютно, а не те, которых в недрах страны нет) были объявлены общественной, а не частной собственностью. Добыча и экспорт их допускается только по согласованию с народом, и без этого правительство ничего не сможет сделать. Все свои официальные документы, любые соглашения с зарубежными странами правительство Исландии отныне обязано держать в свободном доступе в интернете для любого желающего с ними ознакомиться (если эти документы, разумеется, не являются государственными секретами).
Постановляется, что правительство страны должно работать только на благо народа, а не на свой безразмерный карман. Никакой собственности за границей, никаких счетов в иностранных банках - все только с Исландии, на виду у народа, и по его строгим контролем. Особо оговорены права животных, которые признаны в Исландии такими же «важными элементами природы, биосферы и сохранения экологии», как и человек.
Весело, правда? Прочитав подобный проект новой Конституции, исландцы выразили ей свое полное почтение и доверие. Более 80 процентов граждан этой страны проголосовало за принятие ее текста как главного закона, и тем самым утерло нос всем тем прежде всего в Европе, кто считал Исландию «континентальным захолустьем», и каким-то «неправильным» прецедентом решения важнейших государственных проблем.
Между тем, если по пунктам разобрать все то, что происходило в Исландии с момента финансового кризиса и последующих за ним действий со стороны граждан, то получается самое что ни на есть яркое проявление той самой демократии, о которой неустанно пекутся нынче политики-популисты по всему свету. Казалось бы, вот он - пример реальной жизни, как и что должны делать простые граждане, если им что-то в жизни не нравится, и есть законным путем возможность полностью стать хозяевами своей собственной страны (при наличии и президента, и правительства, и даже частных банкиров, от которых никто не собирается отказываться).
«Исландское чудо» оказывается покруче сингапурского. Поэтому-то оно так и пугает мировых бюрократов
И здесь исландский конституционный феномен невольно ставит перед всеми остальными странами мира два главных вопроса: можно ли его где-то столь же успешно повторить, и что будет с окружающим нас миром, если прямым народным голосованием будут решаться судьбы не только государств-карликов с мизерным населением и территориальными размерами, а и всех остальных - и числом народа поболее, и протяженностью границ повнушительнее?
Естественно, что Исландия - не пример и не указ ни Китаю, ни России, ни Америке с Евросоюзом. Попробуй назначить «с улицы» 25 простых граждан, которые не состоят ни в республиканской партии, ни в «Единой России», ни являются членами Европарламента. А потом еще и дай им возможность составлять статьи Конституции на основе понятий справедливости, честности и неподкупности. Но если получилось это сделать у потомков древних викингов, то почему бы не попробовать так же»поуправлять» своей жизнью другим?
Что в исландском примере особенно показательно? К разработке положений Конституции были привлечены абсолютно все граждане, а не «особо приближенные к императору». Кто не хотел свои предложения присылать - никто «сверху» и не насиловал. Те же, кому до своей собственной страны (а не собственности за границей) на самом деле есть дело - те смогли реально повлиять на то, как эта самая страна дальше будет жить, какими принципами руководствоваться, и на какие моральные (прежде всего) цели ориентироваться.
Заметьте, что вопрос принадлежности природных ресурсов всему народу стоит в новой исландской Конституции на первом месте. И никому - ни президенту, ни правительству в голову не пришло «поправить» мало что сведущие в «природно-ресурсном распиле» исландские народные массы по данному вопросу. Как и никто не собирается прятать от народного контроля какие-то правительственные распоряжения или официальные документы. Если нет никакой государственной тайны (а там практически все такие бумаги) - пусть кому интересно ознакомятся, и знают - правят вами люди открыто, подконтрольно, и для вашего же блага.
Ну вот как подобная исландская всенародная демократия может соприкасаться с «управляемой демократией» в той же России, или двухпартийной системой в США, при которой ты обязательно должен быть либо тем (демократом), либо этим (республиканцем)? Или представьте себе, что китайцы или индусы начнут присылать в конституционный совет свои пожелания насчет свободы и гражданских прав. Сколько на это все времени потребуется переварить, проанализировать, да и кто вообще такое рискнет допустить?
Относительно же того, можно ли повторить подобный исландский опыт в рамках тех же стран Евросоюза (взять ту же Грецию - ведь все абсолютно за нее решает нынче «тройка» - ЕС, главный кредитор Германия и вездесущий МВФ) или на постсоветском пространстве -думаю, вряд ли подобное позволят осуществить и правящие там «большие начальники», и «всезнающие», но по сути дела ни за что конкретно не отвечающие еврокомиссары.
Принято считать, что простой народ кругом на свете все больше какой-то «неправильный», забитый, ничего непонимаюший ни в политике, ни уж тем более в экономике. Какую ему еще власть давать, когда на то есть «профессиональные» политики и просто происхождением призванные управлять другими?
Но на примере той же Исландии можно отметить: народное большинство, то есть те самые народные массы, в которые никто и нигде не верит, могут быть и очень организованными, и совсем даже «правильно понимать ситуацию» (в Киеве и Бангкоке вот жгут дома и обливают керосином полицейских, а в Исландии сидят себе - и по интернету посылают поправки к проекту Конституции, которые рассматривают не уголовники с темным политическим прошлым, а такие же рядовые, как и ты, граждане страны -представители самых мирных и нужных обществу профессий).
То есть прямое, фактически исключительно народное правление в стране вполне возможно, и пример Исландии - тому еще одно красноречивое подтверждение. Вопрос только в том, что сами власти страны в условиях кризиса и под давлением этих самых широких народных масс вынуждены были принять правила игры в представительную демократию. Поэтому и Конституцию написали такую, которая служит интересам подавляющего большинства граждан, а не мизерного меньшинства «удачно пристроившихся к власти».
И хотя так, как в Исландии где-то еще не скоро может сложиться, но прецедент создан. Дело остается за малым - сознанием все тех же народных масс. Которые сами должны для себя решать что для них привлекательнее - цивилизованно менять Конституцию в народных интересах, или крушить-ломать все подряд, что попадется под руку. И потом горько раскаиваться за бесцельно прожитые годы - и свои собственные, и на будущее - детей с внуками.