Нуркен Халыкберген
13 ч. назад.
Такие дни, как вчера, мне по душе больше всего: они изматывают, обессиливают, выжимают, но именно они всё ставят на свои места, расставляют акценты, точки, роли, рассеивают «туман войны» и помогают понять - кто есть кто в этой жизни.
Я понимаю, что у отдельных людей есть ко мне много-много вопросов, оставить которые без ответа не хочется и просто не имею права. Вчера я хотел сразу, как попаду домой сесть и написать все мысли и размышления, посетившие меня за день, но в первую очередь я папа, поэтому до 22.30 был с детьми, и дети долго не могли заснуть, наверное, от совместных переживаний. Затем меня поймал звонок от представителя группы компании из Стокгольма, который попросил подождать практически сутки, и я снова попал в зону молчания.
Итак, по порядку. Вчера утром в своём корпоративном ящике я обнаружил письмо, обычное такое электронное письмо с заголовком «Хитрый план!», с предложением реализовать серую схему и получить пол миллиона активных абонентов. С подробным содержанием письма вы могли ознакомиться ранее на zakon.kz и других ресурсах.
Небольшое лирическое отступление. В телекоммуникациях я с 2006 года, мои бывшие коллеги из службы продуктов, IT и технической дирекции, call-центра, службы back-office, служб регионального развития, работы с государственными органами, в конце концов, маркетинга и продаж, не дадут мне соврать – я всегда «сую нос везде и всюду», чтобы при неожиданном вопросе от абонентов, журналистов, блоггеров, аналитиков, да даже просто знакомых, не краснеть, жалобно не блеять и не заикаться, что я просто не знаю: «почему, как, зачем, для чего, когда и т.д.». Ибо pr специалист, мое личное убеждение – специалист, который должен знать о своей компании больше всех. Поэтому не стоило труда сразу оценить наивность, глупость, фейковость письма. Действительно, отсылать предложение такого содержания – надо быть идиотом и не знать, что внутри сотовых операторов есть целые департаменты и службы, охраняющие компанию от фрода и мошенничества, а точнее следящие за каждой копейкой, идущей в карман акционеров.
Недолго думая, я отправил письмо в СБ. Для горячих голов, которые выдвигают версии о том, что я помешал СБ осуществлять СОРМ (специальные оперативно-розыскные мероприятия), поясню – ни одна служба безопасности юридических лиц не имеет законодательного права проводить ОРМ, ибо это прерогатива государства и правоохранительных органов. По теме – почему я не обратился в органы КНБ или финансовой полиции. Представьте только, к Вам попадает такое вот предложение, а вы идёте с заявлением в указанные органы, каково будет дальнейшее развитие событий, думаю, вы уже представили – просто поднимут на смех и скажут, что нет преступления, нет пострадавшего, соответственно нет дела. В качестве примера, вы пробовали заявление об украденном телефоне в полиции сделать? А вот теперь представьте, что я делаю заявление о возможной коррупционной сделке в органах.
Еще одно лирическое отступление. На сайте штаб-квартиры www.tele2.com есть такой документ как Кодекс этики и делового поведения. Позвольте привести три выдержки
1. . «Tele2 обязуется вести свой бизнес согласно самым высоким этическим стандартам. Мы приняли этот Кодекс поведения (далее ”Кодекс”), чтобы быть уверенными в том, что все наши сотрудники и филиалы знают, что от них ожидают.»
2. Tele2 требует, чтобы все сотрудники, руководители и члены нашего Совета директоров (в той мере, в какой это их касается):
Прочитали и усвоили данный Кодекс
Подписали письменное заявление, что они сделали это
Пообещали действовать в соответствии с содержанием и духом этого Кодекса
Обеспечили понимание и соблюдение этого Кодекса филиалами Tele2.
3. Честная конкуренция
Tele2 настойчиво стремится к честной конкуренции и открытым рынкам. Один из краеугольных камней нашего успеха – это разрушение монополизма. Мы, по-прежнему, твердо уверены в том, что свободная и честная конкуренция идет нам на пользу, позволяя нам обеспечивать Лучшие предложения, то есть мы поставляем своим клиентам услуги связи с ожидаемым качеством и по оптимальным ценам. Ожидается, что все сотрудники Tele2 будут защищать интересы конечных потребителей Tele2 по всему миру и будут бороться против практики сговора и монополистического лишения права выкупа во всех аспектах своей деятельности.
Последний пункт, мне кажется, лучше всего отражает, что требует Кодекс компании от сотрудников. И еще отступление – есть такая штука внутри бывшей моей компании, которая была создана на основе принципов основателя компании Ян Стенбека, - Tele2 Way – набор ценностей, в числе которых есть ПРОАКТИВНОСТЬ или готовность брать ответственность на себя, принимая различные решения, с призывом не прятаться за спину бюрократии и бумажных отписок. Цитирую «Все мы допускаем ошибки, и нельзя наказывать сотрудников за них, правильнее, учиться избегать их повторения в будущем, извлекая бесценный опыт и знания».
Публикуя данное письмо, я не преследовал цель «во чтобы это не стало наказать гадского старшего специалиста какого то РГП», а всего лишь дать один из маленьких и многочисленных «посылов» и месседжей обществу, что мы не приемлем подобных методов работы. Что компания Tele2 настойчиво стремится к честной конкуренции и открытым рынкам. Что все сотрудники Tele2 будут защищать интересы конечных потребителей Tele2 по всему миру и будут бороться против практики сговора и монополистического лишения права выкупа во всех аспектах своей деятельности.
И каково было моё удивление и шок, когда через два часа меня начали допрашивать о мотивах моего поступка, с кем я вступил в сговор и кому это выгодно, чтобы такая публикация появилась в СМИ?! Все мои доводы, приведённые выше, включая ссылку на Кодекс, просто игнорировались. Ещё через час мне сообщили, что до конца рабочего дня буду немедленно уволен, и я должен максимально быстро сдать все документы. Объяснений и мотивов увольнения мне не сообщили. Потом уже в комнате переговоров в мой адрес поступило пару вполне прозрачных устных намеков и угроз дальнейшего уголовного преследования и разбирательства моего поступка, если я не подпишу соглашения о расторжении контракта без выплаты каких либо компенсаций. На тот момент думал о детях, кредите, обязательствах перед семьей, подписал, о чем сейчас дико сожалею.
Уже вечером я узнал, что компания пошла дальше и опубликовала официальное опровержение, в котором дала оценку моим действиям и полностью открестилась от меня. Вот как то так. Уже ночью (полагаю, что увидев «последствия» своего поступка в медиа-поле и волну возмущённых комментариев в социальных сетях) ко мне позвонил представитель штаб-квартиры, который был удивлен, что согласования официального текста заявления от имени Tele2 со штаб-квартирой, а точнее с корпоративными коммуникациями не было (мне кажется, кто-то говорил, что есть инструкции обязательные для соблюдения и любые подобные действия нужно согласовывать со своим руководством). Пообещав хранить молчание до момента переговоров, я не давал комментариев и не писал своих мыслей в сети.
Встреча состоялась сегодня с главой компании. Никаких извинений, никаких сожалений, никаких объяснений. Лишь предложение о компенсации, взамен никаких требований, лишь просьбы. Содержание просьб озвучивать не стану. Теперь я свободен от обязательства хранить молчание.
До момента работы в Tele2, два человека зажгли во мне любовь к этому бренду. Вита – один из создателей латвийского метеорита Tele2 и Алия – глава маркетинга на тот момент, которая собрала чудесную команду воодушевлённую и с горящими глазами и сердцами. Именно они мне рассказали о чудесной корпоративной пословице “Walk to talk” – Поступать в соответствии с обещаниями. Именно они зажгли во мне «огонь» и открыли fun и упоение от процесса!
2,5 года я посвятил созданию бренда на территории Казахстана, бодрствуя 24 часа на всех запусках, готовя к открытию магазины, моя полы, крася заборы, таская коробки. Мне дико обидно, когда кто-то говорит, что я не люблю эту компанию. Мне больно видеть призывы к бойкоту компании, потому что для меня Tele2 – это воистину великая команда, которая за 3 года сумела пройти путь, на который у отдельных игроков ушло больше десятка лет. Я знаю многих людей из этой команды, которые всем сердцем переживают за неудачи и проблемы компании. Технари – ребята, которые каждый раз когда мы сообщали им о проблеме покрытия в том или ином районе той или иной области (когда нам жаловались в социальных сетях) переживали больше нас, если не могли что то наладить. Ребята, которые не говорили – что это не наша обязанность, и сами выходили охранять базовые станции, когда кто-то их намеренно выводил из строя. Колл-центр – люди, которые 24 часа в сутки стремятся помочь людям, когда отключается электричество в здании, быстро едут на такси, тратя личные деньги, не дожидаясь корпоративного авто, лишь бы быстрее наладить обслуживание и сервис!
Регионалы – сутками пропадающие в поле, убеждая часами продавцов продавать именно наш продукт. Я могу много рассказывать об этих людях, с которыми мне довелось поработать за это время. Я уважаю команду Tele2 – тех простых людей, которые хотят создать лучшего оператора в стране. И мне дико обидно видеть, как их работа может быть перечёркнута глупыми, необдуманными и спонтанными действиями менеджмента.
Я постарался описать все, что творится у меня сейчас на душе. Огромное спасибо Всем тем, кто меня поддержал в этой ситуации, кто рискнул своим авторитетом, своей репутацией. Мне очень приятно осознавать, что люди, казавшиеся мне странными, злобными, неприятными, на деле являются Человеками. Что те, кого я считал своими друзьями, таковыми и являются. К сожалению, есть люди, отношение к которым нужно будет пересмотреть, и не быть таким доверчивым и открытым, но это мои принципы и убеждения, а их менять сложно.
Еще раз спасибо Вам!
Готов ответить на вопросы и комментарии.
p.s.
«хорошие» люди предупредили, будешь рыпаться дальше – перекроют кислород.