Начиная с момента, когда Хюррем
была принята в Османский дворец и
вплоть до того, как, вслед за этим,
она удостоилась чести стать законной
женой Султана Сулеймана, весь этот
промежуток времени она проживала вместе с Валиде Султан Хафсой Хатун
и первой женой Султана Махидевран
Гюльбахар Хатун в Saray-ı Atik (в
Старом Дворце на площади Баязида).
Хотелось бы отметить, что в те
времена ни одна из женщин, принадлежащих семье падишаха, не
проживала во дворце Топкапы.
Вплоть до 1541 года, пока в Saray-ı
Atik (в Старом Дворце) не произошел
пожар, и не возникла необходимость
переместить гарем во Дворец Топкапы. На сегодняшний день на руках у тех,
кто говорит, что Хюррем Султан
вмешивалась в управление
государственными делами, нет ни
малейшего доказательства этому
факту. Имели место быть лишь поздравительные письма правителю
Польского Королевства и его сыну,
будущему королю. Даже Бернард
Баомаж по этому поводу
высказывается следующим образом:
«Она сделала все возможное, чтобы символ полумесяца, одержав победу
над крестом, распространился в самых
дальних странах, исповедующих
многобожье». Несомненно, такому быстрому
возвышению Хюррем Султан и
приобретению ее статуса фаворитки
поспособствовало то, что она в
короткий срок подарила этому миру
столько наследников. Свод Законов Османской империи не поддерживал
многоженство, но ввиду того, что
Свод Законов не стал всецело этого
придерживаться, так же существовал
закон о наличии у падишахов
Османской Империи нескольких жен. Падишахи обязаны были иметь
нескольких наследников, ведь над
продолжением династии не должна
была нависать угроза. Одновременно
с этим, жены, которые рожали на
свет нескольких детей, в особенности мальчиков-наследников престола,
выступали на первый план. К
примеру, существование одной из
жен Султана Сулеймана, Гюльфем
Хатун, и по сей день оспаривается на
многочисленных научных форумах. Причина этому то, что она стала
матерью лишь единожды, и ее сын
Мурат скончался еще в младенчестве,
а в дальнейшем она уже не имела
детей. По этой же причине – не по
причине того, что ее недооценивали – она не смогла выйти на передний
план. И теперь мы пытаемся узнать эту
женщину, изучая различные
источники. Эта хатун построила в
Ускюдаре и Манисе по одной мечети,
медресе, имарету и водные пути в округе Енишехира. В то время, как у Махидевран
Гюльбахар Хатун было трое детей,
двое из которых умерли, количество
детей Хюррем Султан приближалось к
одному десятку. Еще в первые годы
союза она родила Шехзаде Мехмета. Через год на свет появилась Михримах
Султан, а через 4 года после
бракосочетания родился Шехзаде
Селим. Кроме них Баязид и Джихангир
так же стали плодами любви данного
брака. Так же известно, что Хюррем родила Абдуллаха и Мурата, умерших
совсем маленькими. Вся эта ситуация
наглядно иллюстрирует тот факт, что
Хюррем Султан родила Султану
Сулейману семерых детей. И это
положение дел, упрочив ее статус, так же повысило ее шанс стать
Валиде Султан в дальнейшем, в том
числе увеличив и ее доход. Женщины османского дворца всегда
превосходили мужчин в
благотворительных делах. Это
связано с тем, что они старались стать
матерями не только для своих детей,
но и для всего народа в целом. Они старались помочь людям так же, как
и своим детям: в болезни и в здравии,
в голоде и в сытости. Они
обеспечивали всем необходимым
имареты, больницы и школы,
которые бесплатно работали для всех нуждающихся. Дабы в эти безвозмездно
обслуживающие места не иссякал
поток людей, при многих местах в
дальнейшем строились хаммамы,
караван-сараи и дома. Допустим, но
возникает вопрос - откуда же османские женщины находили на все
это средства? Одно из правил
Османского дворца заключалось в
следующем: жалование
предоставлялось в зависимости от
количества детей. И, конечно же, Махидевран Гюльбахар Хатун, у
которой было трое детей, не могла
превзойти в этом Хюррем, у которой
было семеро детей. Но, как известно,
не всегда есть связь между
богатством и благотворительностью. Богатых много, но есть люди с
большим сердцем, готовые разделить
свое богатство с другими.
Но положение Хюррем Султан и здесь
было совершенно иным. Несомненно,
она стала единственной в истории османской женщиной, которая
больше всех занималась
благотворительностью. Она возвела
множество объектов в Мекке,
Стамбуле, Иерусалиме и на острове
Родос, начиная с комплекса Хасеки, хаммама Хасеки в Султанахмете,
хаммама в Карапынаре, водных путей
в Эдирне, и заканчивая фонтанами в
Медине. Ее объекты были возведены
даже в труднодоступных местах.
Данный случай напоминает одну пословицу: «Человека судят не по
сплетням, а по его делам. Не стоит
смотреть на сценарий или фильм».
Последняя часть весьма отдалена от
оригинала, но, очевидно, понятно,
что именно я имел в виду. Еще одно наиболее существенное
подтверждение того, что османские
женщины занимались
благотворительностью, находится во
дворце Топкапы – это комнаты
Гарема. Гарем начинается с Бирун Авлусу
(Внешнего Двора), далее за ним
следует Арабалар Капысы (Каретная
дверь), а затем перед вами предстанет
Долаплы Куббе (Шкафной Куббе). Как
вы уже наверняка догадались, эта комната обставлена шкафами, а над
входом находится Куббе (купол). И в
этих шкафах хранились тетради
благотворительных вакфов, за
которыми присматривали
находившееся в услужении черные евнухи (кара агалар). Практически у
всех женщин дворца, в зависимости
от возможностей, были свои
благотворительные проекты во
дворце и вакфы относящиеся к ним.
Для того, чтобы фонд продолжал свою работу и действие были созданы
все необходимые условия.
Соответственно в гаремных тетрадях
есть записи обо всех ступенях
управления вакфами, условиях и
списках совета попечителей, а так же они содержат множество иной
интересной информации. Ввиду того,
что женщинам дворца было сложно
вести и эти дела, вместо них зачастую
этим занимались черные евнухи.
Только представьте, если данное помещение, находящееся одним из
первых сразу после входа, было
выделено для такого рода целей, то
что же говорить о последующем. В то время, как Махидевран
Гюльбахар Хатун изначально
отправилась со своим сыном Шехзаде
Мустафай в санджак Манисы,
важнейшей причиной по которой
Хюррем Султан не отправилась в санджак, стал ее сын, который
практически был прикован к постели.
Джихангир родился с аномалией. Его
тело было бесформенным, а на спине
был большой горб. На горбу, на
кожном покрове, всегда сохранялись открытые, не затягивающиеся раны. И
Джихангир смог дожить лишь до 23
лет. А его мать провела двадцать три
года рядом с сыном. Несмотря на это,
она часто навещала своих сыновей в
санджаках. В связи с этим, можно сказать, что Хюррем Султан посещала
такие города как Бурса, Маниса,
Конья. Уверен, что никто из нас не хотел бы
оказаться на месте Хюррем Султан.
Потому что, не дай Аллах, кому-либо
пережить боль утраты своего
ребенка. Это совсем нелегко. А эта
уважаемая женщина пережила такое несчастье несколько раз. Ее старший
сын Мехмет, будучи санджакбеем
Манисы, внезапно заболел оспой и
умер буквально в тот же день от
сильного жара. Его отец, получив
известие об этом, пребывая в Эдирне, по записям личного летописца,
вскочил на коня и галопом за два дня
добрался до Стамбула. Два дня глаза
его не просыхали. И если отец
столько плакал, то, кто знает,
сколько слез пролила мать. Потому что мать не сравнится ни с кем. ©
Talha Uğurluel - «Dünyaya Hükmeden
Sultan Kanuni».