С подачи одного из казахстанских телеканалов и некоторых других средств массовой информации, в июне и июле 2012 года после сдачи учащимися ЕНТ и КТ (комплексного тестирования) общественность Казахстана почти поверила в то, что в базе ЕНТ по истории Казахстана имеются задания типа: Сколько зубов было у лошади Чингисхана? На каком из пальцев у Абылай хана был перстень? Какого цвета платье у известной звезды?
Напомню, что и ранее в СМИ неоднократно говорили и писали о существовании подобных тестовых заданий, которые, впрочем, никто не спешил опровергать, а если и опровергали, то очень вяло. Вялость в опровержении существования невероятных заданий общественность восприняла как возможность их присутствия в базе ЕНТ.
Так почему задания по поводу зубов у лошадей, перстней на пальцах хана и тому подобное не могут быть вообще?
Во-первых: Национальным Центром тестирования (НЦТ) еще в начальный период введения ЕНТ были разработаны «Методические требования к составлению тестовых заданий», которые состоят из 16 пунктов, плюс соответствующие инструкции к ним. Но мы остановимся на основных требованиях.
Один из пунктов гласит: «Тестовые задания должны соответствовать содержанию школьных учебников нового поколения, рекомендованных и утвержденных МОН РК». То есть, составляются задания только по учебнику, и тесты отражают содержание учебников. Создатели учебников, при всей их любви к отдельным деталям исторических событий, подобной чуши (о перстнях и зубах) не писали.
Во-вторых, НЦТ для составления тестовых заданий привлекает учителей высшей категории, с многолетним опытом, из лучших школ республики. При составлении заданий они вкладывают не только все знания и умения тестолога и историка, но и весь свой педагогический опыт.
В-третьих, все педагоги-тестологи (составители тестовых заданий) за период введения тестового контроля неоднократно проходили теоретические и практические курсы, организованные НЦТ, которые проводились ведущими специалистами в области науки тестологии.
В-четвертых, ни один даже самый лучший тест не попадает сразу в базу ЕНТ. Все задания подвергаются неоднократной экспертизе самим Центром тестирования, а также независимой экспертной комиссией по линии Министерства образования и науки. В январе 2012 года по приказу Министерства образования и науки была создана независимая комиссия, которая проводила экспертизу всей базы тестовых заданий по истории Казахстана.
Кроме экспертизы все тестовые задания обязательно проходят апробацию, испытание в экспериментальных группах и в разных школах республики, куда входят учащиеся определенного возраста, разных способностей.
Каждое тестовое задание в базе ЕНТ находится под определенным номером со своими данными: кто автор задания, с какой страницы и из какого учебника оно составлено, сколько раз на него дети ответили, сколько раз не ответили.
По поводу заявления директора одной из школ о том, что база тестовых заданий по истории Казахстана полностью заменена, важно отметить, что оно не имеет основания. Имеется целый ряд причин невозможности полной замены базы тестовых заданий. Одной из них является то, что учебники переиздаются через 4 года и содержание этих учебников уже отражено в тестах. К тому же за новые тестовые задания нужно платить разработчику (тестологу), экспертам, да и апробация их стоит недешево. Замена всей базы обошлась бы казне не в один тенге. Но база ежегодно редактируется, совершенствуется и дополняется по отдельным темам и разделам, но это далеко не полная замена.
Относительно обыска учащихся. «Девушек обыскивали женщины в грубой форме и заставляли снимать блузку…» Это уже вопрос отсутствия культуры и этики отдельных граждан нашего общества. «Надзиратели» явно перестарались, проявив излишнее усердие. И слава богу, что такой инцидент произошел только в одном месте.
Появились и те, кто начали осуждать повышение количества баллов для поступления в вуз. Хотелось бы им напомнить, что задача приёма в вузы — это задача объективного отбора абитуриентов, и главным критерием приема в вуз должно быть знание.
В стране появилась масса вузов, среди которых лишь немногие имеют перспективу стать качественными. Многочисленные малые вузы устойчиво наращивают снижение качества высшего образования. Правда, в данных вузах получают возможность учиться абитуриенты с низкими значениями баллов. Главным отрицательным последствием политики некачественного высшего образования является засорение кадрового потенциала страны.
По поводу критики комплексного тестирования среди выпускников колледжей и технических училищ. В 2012 году всех выпускников этих образовательных учреждений обязали проверять свои знания по школьным дисциплинам. Это возврат к идее единых основных (базовых) требований в подготовке выпускников для поступления в вуз. Это возврат к повышенным (а не минимальным) требованиям к знаниям. Это, наконец, закрытие лазейки в вузы для слабо подготовленных абитуриентов. И это правильно. Полезно напомнить, что и в советский период более 99% выпускников получали аттестат зрелости, в то время как в вузы поступали намного меньше половины. Зато какие выпускались специалисты! Именно на них сейчас держится наша медицина, образование, наука…
Некоторые все еще тоскуют по старой форме проверки знаний и ропщут по поводу введения тестов. Тут хотелось бы сказать, что экзамены и зачеты, письменный и устный опрос, все эти формы имеют достоинства, но еще больше недостатков. Еще в советский период многочисленными научными данными было подтверждено пагубное влияние экзаменов на психику учащихся. Кроме того, у каждого экзаменатора есть свои специфические требования: одни ценят точность и основательность ответа, другие — оригинальность в суждениях, третьему достаточно того, что ученик или студент умеет читать, четвертому еще что-то. То есть, субъективность и личностный подход преподавателя к оценке знаний не позволяют соблюдать основной принцип контроля — принцип объективности. Исходный порог оценок у каждого экзаменатора разный, все это делает оценки необъективными. Из этого вытекает, что наилучшим из известных на сегодня методов измерений знаний остается тест. Тест является на сегодняшний день единственным методом объективной оценки уровня подготовленности учащихся. И поэтому все передовые страны почти 100 лет назад перешли к этому методу.
Но в связи со сложностью точно измерить одним тестом уровень подготовленности и у абитуриентов вузов, и у тех, кто едва дотягивает до окончания школы, на сегодняшний день решается вопрос двухступенчатой системы отбора на конкурсной основе, как принято в Японии и некоторых странах Европы.
Качество тестовых измерений — это вопрос науки, методологии и экспертизы. Существующая практика проведения отдельных образовательных семинаров и публикации по тестологии недостаточна. Необходимо создать научно-методический совет, где бы обсуждались научные и практические вопросы тестологии и публиковались работы.