Нет никакого алгоритма решения задачи по определению лучшего футболиста мира. У каждого избирателя своя арифметика, свои критерии выбора. Поэтому данный текст априори конфликтует с законами, и кем-то смело может быть признан логическим беззаконием. Само по себе голосование – чистый фарс, вкусовщина. Но, да простит меня каталонский Козьма Прутков - Йохан Кройфф - итог всякий раз как-то предательски целостен, всеобъемлющ, и с ним не хочется спорить. Но вернёмся к актуальной теме.
Йохан Кройфф: Золотой мяч - это цирк для СМИ
Память наша – золото-добытчица, из всей реки времени она оставляет нам только самое яркое. Можно ли на основании этого золотого фонда сформировать объективное мнение? Вряд ли. Мельчайшие подробности забываются, лопаются под плитами свежих событий. Чемпионат мира в Бразилии завершился совсем недавно, во все глаза смотрели мы каждый матч, не упускали ни одной мелочи, но уже не помним в деталях даже финал. Забывается механика ключевых эпизодов, подмываются в потоке сознания важные нюансы, опоры даже самого крепкого из убеждений. На донышке воспоминаний оседают лишь останки случившегося, что-то общее, основанное не на установленных фактах, а на пережитых эмоциях, нечто интуитивное - о командах, игроках, тренерах.
О лучших из лучших, в контексте Мундиаля и уж тем более клубного сезона 2013/14, у нас к концу года складывается довольно размытое представление. Речь уже не идет ни о каком объективном анализе, учете всех важнейших компонентов. Дело ясное - кто был ярче и более на виду, нежели остальные, тот и лучший. Сильнее команда – сильнее и персоналии, таковы наши незамысловатые лозунги.
Луи Ван Гаал: Роналду и Месси не должны выиграть приз лучшему игроку мира.
Церемония награждения лучших в мире (лучшего игрока – в том числе) по итогам года состоится 12 января 2015 года. В окончательной тройке соискателей награды - Криштиану Роналду, Лионель Месси и Мануэль Нойер. Голосовали те, кто мало отличен от простого обывателя памятью, но занимается футболом профессионально, на самом высоком уровне – главные тренеры и капитаны национальных сборных. За их выбор мы не в ответе, хоть за друзей проголосовали, хоть с чистыми помыслами боролись за правду. А вот сформировать собственную позицию, попытаться разобраться для себя – кто и почему, разместить по клеточкам все плюсы и минусы номинантов – нам будет полезно. Каждый игрок – целая ячейка, отдельный мир, из таких миров компонуется галактика футбола – состоит игра. Раскусишь одного – будешь на шаг ближе к понимаю игры в целом.
Мануэль Нойер
Дело вообще не в статистике. Речь о людях, которые подчинили себе статистику. В отличие от остальных, не они работают на нее, а она на них. Статистика существует ради таких, как наши номинанты. Да что там статистические показатели - эпоха! Не они принадлежат эпохе, нет – это ИХ эпоха. Феномены. И по соседству с ними – Мануэль Нойер.
Присутствию в тройке номинантов немецкого вратаря мало кто удивляется. Более того, значительное количество самопровозглашенных респондентов прочит немцу победу. Видите ли, объективность объективностью, но устали почтенные господа и дамы от гегемонии неизменной парочки Месси-Роналду. А тут еще и оказия с публичными экивоками высших футбольных чинов в пользу одного из чемпионов мира.
В итоговой табели чемпион мира - один. Значит, Блаттер и Платини в не самом спортивном стиле поддержали голкипера сборной Германии. Могут ли столь авторитетные в футбольном мире люди ошибаться? Что это – попытка постелить соломку оставшимся без индивидуальных призов победителям мирового первенства или предсказание результата голосования?
Лотар Маттеус: Нойер создал новый вратарский стиль
Увы, все публичные высказывания лишь топят кандидатуру Ману. Потому что конструктива в них шиш да маленько. А Нойер в данном трио - единственный, патетика в чей адрес – нуждается в подкреплении статистикой. Но нет. Спикеры то и дело высказываются о его потрясающем чутье либеро, игре ногами в пас. Ни слова об отраженных ударах или реакции на линии ворот. По сути, вратаря хвалят не за его непосредственные обязанности. Почему так происходит? Потому что при упоминании о Нойере то, что мы слышим - первое, что приходит на ум. В те редкие моменты, когда он попадал в наше поле зрения по ходу сезона – он, в основном, был вдалеке от своего рабочего места. Дело в том, что немецкая оборона, будь то сборная Германии или «Бавария» - крайне редко подпускает соперника к клетке с тигром.
Дело в том, что немецкая оборона, будь то сборная Германии или «Бавария» - крайне редко подпускает соперника к клетке с тигром. Ретвит
Если изменила память – найдем утешение в фактах. Да, Нойер – замечательный вратарь, прекрасно читает игру, умело подчищает сор за партнерами, заправски играет в пас, но всё это – если не излишества вратарского мастерства, то однозначно характеристики второго плана. Количество отраженных ударов, объем работы в рамке, процент надежности – это ключевые показатели, и по ним Нойер не стал лучшим ни на Мундиале, ни в Европе. Показатели Кейлора Наваса лучше. Есть такой любопытный компонент, британские аналитики подсчитывают: сколько нужно нанести ударов, чтобы пробить того или иного стража ворот. Так вот показатель Нойера за весь сезон – 8,5, Наваса – 10,1. То есть Навасу забить сложнее. Вдумайтесь. И это при том, что защита сборной Коста-Рики, и уж тем более «Леванте» (за который Навас выступал в прошлом сезоне), не идет ни в какое сравнение с немецкой оборонительной машиной. Думаю, не стоит упоминать, во сколько раз чаще били по воротам Кейлора? Хотя нет, били по воротам Нойера, а по Навасу скорее лупили, стреляли, шмаляли из рогатины и так далее. Даже если рассматривать чемпионат мира отдельно – такая немаловажная графа, как процент отраженных ударов снова в пользу костариканца (91% против нойеровских 86%). Не верите – убедитесь сами.
Но, как сказано выше, не в статистике соль. В чем основная разница между Нойером и Навасом? Первого сложно воспринимать отдельно от команды, он неотъемлемая ее часть, и часть зависимая, контекстная. Второй – тот, кого воспринимаешь как одиночку, мастера, который приходит устранить течь в чьей-то обороне – он сам по себе, как слесарь, который работает без напарников.
Если дела у защитников идут плохо, если день у них не задался, то Нойер тут не помощник, он может исправить мелкие недочеты, но вытащить на себе игру – это не про него. Это про Наваса, это его хлеб, его вотчина, он вступает как раз тогда, когда защита - трухлявая, когда больше уже никто не поможет, кроме него.
Отдать приз Нойеру – всё равно что наградить премией «Гитарист года» за игру на губной гармошке. Ретвит
Мануэль Нойер спасал свои команды, неоднократно, по количеству спасений в Бразилии он уступил лишь Тиму Ховарду, но какие разные у большинства тех спасений судьбы! Да и что называть «спасениями»? Если каждый удар, пусть даже задом, пущенный в створ, то они оба - спасатели, герои. Если пересматривать игры, то по сравнению с американцем, Мануэль – возвращаемся в начало, восхитительно «играл в Онопко» за пределами штрафной. Так что, отдать приз Нойеру – всё равно что наградить премией «Гитарист года» за игру на губной гармошке.
Лионель Месси
В обсуждаемой нами премии есть своя условность. Если бы голосование проходило по итогам года, сегодня, или в другой декабрьский вечер – Месси бы имел все шансы получить пятый Золотой мяч. Потому что сейчас он играет не хуже, чем в те времена, когда брал эту награду. Но по регламенту оценивается лишь сезон 2013/14. А в нем черной грязью на радужный путь Лионеля легли травмы и неудачи «Барселоны». Но Месси играл, и не благодаря, а вопреки. И он по праву выиграл звание лучшего футболиста чемпионата мира (смотреть, например, графу «количество созданных голевых моментов»). И если выборщики следовали логике определения лучшего на Мундиале и в итоговом голосовании, то Месси снова получит награду.
Месси не потребитель, а тот, с кем приятнее всего играть в футбол, потому что когда ты устал – он сам всё сделает, а когда ты бодр – он сделает для тебя всё. Ретвит
Месси тащил на себе тяжелый аргентинский крест в Бразилии. Сборная Аргентины, конечно, далеко не средненькая, как себе фантазируют некоторые эксперты, тем самым пуще прежнего возвеличивая Месси, но это самая защищающаяся, самая закрытая сборная из всех, кто играл в плэй-офф. И ее десятый номер, как барон Мюнхгаузен, стал тем, кто вытянул себя и партнеров из этого оборонительного болота в финал. И в финале он создавал для своих, не достойных, быть может, столь высокой стадии коллег, голевые моменты. Он их всего за сезон создал 123 (у Криша – 72). Это выдающийся показатель, запредельный. Даже со всеми этими ухабами и рытвинами, что встретились ему на пути по ходу сезона. Даже с бессонными ночами с мыслью о проклятых налогах. Месси – тот футболист, который ставит под сомнение роль форвардов-потребителей в мировом футболе. Он не потребитель, а тот, с кем приятнее всего играть в футбол, потому что когда ты устал – он сам всё сделает, а когда ты бодр – он сделает для тебя всё.
Криштиану Роналду
Месси – это Месси. Но, как и положено хорошей драме, в футболе существует конфликт. А на каждого героя найдется другой герой, на каждого хитреца, как говорится. Как написано в одной замечательной книге: «Когда ты уснешь – я проснусь, когда ты упадешь – я взберусь на вершину». Это о противостоянии двух сильных личностей. У нас всё намного серьезнее. Мы наблюдаем противостояние двух легенд, двух абсолютно недосягаемых мастеров. Не стану утверждать, что недосягаемых за всё время. Но вот здесь и сейчас – это так.
«Когда ты уснешь – я проснусь, когда ты упадешь – я взберусь на вершину». Это про Роналду и Месси. Ретвит
Криштиану Роналду больше, чем футболист. Он как бы вне футбола, у него он свой, усовершенствованный. Но даже в этой, усовершенствованной модели, минусов в его игре не отыскать. А что такое игра Роналду? Это выполнение определенной функции – доставить мяч в сетку ворот противника. И он с этим справлялся в прошлом сезоне лучше всех в мире. При всех своих незаурядных качествах, при всем умозрительном нарциссизме, Роналду – самый командный игрок, которого я когда-либо видел. Он всё и всегда делает своевременно, и никогда - в ущерб коллективу. И бьет ровно тогда, когда нужно бить, потому и гол. Потому много голов. Сам он – словно высечен из мрамора, и его удары – такие же. Это образец, эталон, идеальный спортсмен и прирожденный бомбардир. Бог не привязывал, как некоторым, мяч к его ногам, но работой, усердием, волей – он сравнялся с теми, кого природа наградила инопланетной техникой. И даже превзошел их.