ТОИ И ЭКСТРЕМИЗМ
Один знакомый официант рассказывал, как обслуживал торжество некоей из первых по богатству в стране семей, для проведения которого декорировали и превратили в «свадебный стан» каток «Медео». Для интереса подсчитав, сколько примерно могло стоить такое событие (а ведь это была даже не сама свадьба узату-той), мы поняли, что речь идет о сотнях
тысяч и миллионах долларов! политической системе вообще достижима социальная
гармония. И обретают стремление к ней в следовании Божеским заповедям, мгновенно становясь социальными маргиналами, которым до того, чтобы стать преследуемыми и преследователями, всего полшага. Тот же самый деятель, который призывал к скромной свадьбе Назарбаева, еще раньше предлагал из осужденных за экстремизм создавать чуть ли не миротворческий региональный «легион», интуитивно замечая в такого рода молодых
людях искренность в стремлении к благому, пусть и через нарушения закона (причем, не всегда явные).
Одних только иностранных звезд был целый букет - и россияне, и моднейшие западные исполнители, лица которых в нашей стране можно было бы увидеть только по телевизору. Поболтали, да разошлись. Позже, через год-другой, этого человека встретил на базаре, где он толкал тачку со строительными материалам. При этом его украшала шикарная рыжая борода
(сейчас такую называют «ваххабитская») и черная шапочка, привычная для соблюдающих мусульман. Обнялись. Времени поболтать не было, но я все же не удержался и
спросил, как мой знакомый, вчера, пусть и в качестве «персонала», но вхожий в такие роскошные дома - оказался тут. Мне не хотелось его обижать, поэтому свой вопрос я
задал максимально корректно, но он меня прекрасно понял и сказал: «Ты знаешь, я просто
не мог больше быть немым зрителем всей этой дикой роскоши, излишеств и беспечности,
я понял, что или меня завтра это утянет и я буду грезить о том, чего в этой стране честным путем мне не достичь, или я должен как-то вылечить свою душу от этой болезни. Аллах
спас меня, и теперь я, как муравей, тружусь тут, толкаю тачку, в пыли и грязи, но я намного
более доволен своей долей, чем когда я сидел и пускал слюни на разврат и богатство».
К чему эта история? К тому, что богатейшие люди нашей страны, которые, как признал один из бывших членов правительства (вскоре после того, как наш аналитический центр пришел к похожим выводам), составляют большинство в Кабмине, а также других структурах власти, давно заткнули за пояс в проведении своих торжеств не только западных королей-принцесс, но и даже самых экстравагантных знаменитостей, которым готовы платить сумасшедшие гонорары за то, чтобы спеть сорванным голосом пару песенок между тостами от «бас-куда» и
«замаким-куда с главой СЭС-женгей». Нет, конечно, в масштабах страны, как, скажем,
была свадьба у британского принца Уильяма, торжеств давно не было, ибо о масштабах тоев элиты не принято говорить широко. Но, с другой стороны, торжество сына Дианы было не столько тратой денег, сколько поддержанием очень хорошей для английского туризма и производителей сувениров традиции. Полагаем, что британская казна на этом событии, с учетом рекламы и всего прочего, заработала куда больше, чем потратила. У нас же, казалось
бы, казна не имеет отношения к частным вечеринкам, но с учетом того, что крупных бизнесменов без связей, часто родственных, в среде чиновников просто не осталось, а сами чиновники живут богаче, чем бизнесмены, бюджет страны кажется очень при чем...
В условиях повальной коррупции и «дольче вита поастанински» у нашей молодежи действительно открывается не так уж много образов для подражания. Или с головой окунуться в погоню за должностями и стяжательство, либо отринуть это все, защищать себя, свою мораль и человечность верой. Во втором случае они немедленно записываются светсковатым обществом в «группу риска», ибо люди, не скрывающие свою религиозность, в казахстанском обществе воспринимаются им, как личности подозрительные и опасные. Добавьте сюда «отработки» правоохранительных органов, и через некоторое время волей или неволей религиозные ребята оказываются в группах, которые готовы убивать тех же чиновников и полицейских. Незаметно, но десятки и сотни молодых людей ежегодно попадают в тюрьмы по экстремистским статьям. Не двое-трое, а уже сотни! Откуда они берутся? Плохие имамы? Нет, или не совсем только они. Прежде всего, корни радикализации верующих - в социальной розни, проявлениями которой являются такие вот «секретно-роскошные» мероприятия, на которые «большие» сегодня люди не стесняются потратить сотни, а то и миллионы долларов США, в другое время скрупулезно подсчитывающие и экономящие на том, чтобы заплатить своим работникам или за оказанные им платные услуги. Или, еще хуже, обсуждающие обоснованность сокращения выплат по беременности и увеличения пенсионного возраста для женщин.
В таких условиях молодые люди, максималистичные, с обостренным чувством справедливости, просто теряют веру в то, что в текущей или Скромность как социальный предохранитель
На самом деле опыт двух десятилетий государственного строительства Казахстана
заставляет совершенно иначе смотреть на роль и внедренную модель рыночной (капиталистической) экономики, которая породила не общество новых возможностей и быстрого производства.
С сожалением приходится констатировать, что у нас возникло нечто совсем иное - общество потребления с растущей социальной пропастью. Насквозь коррумпированное и с абсолютно неэффективной экономикой. Исправить это через более скромные тои, конечно же, нельзя. Но снизить растущее непонимание, разрыв между бедными и богатыми - соблюдением скромности, памятью о духовности, пускай хотя бы внешней богобоязненностью, все же способны.
Асылбек БАЕТОВ , эксперт социально-политических исследований, ЦРИАП г.Астана