Я вот так смотрю на наш рынок ( в общем) сразу почему то приходит осознание того, что сейчас открыть " стандартный сервис " за небольшие деньги это не реально, либо место должно быть просто саяхат либо автовокзал... Хороший и доходный бизнес должен быть либо "инновационным" либо " капитальным". Да и бизнес для обычного человека в городе Алматы скоро думаю будет проблематично открыть ибо как стал замечать рынок уже начали делить монополисты. Сами прикиньте электроника - сулпак, технодом, белый ветер. Еда - супер маркеты магнум, арзан... покушать Канагат ( вообще не здоровый пример ) ))). Дальше на этих примерах можно предположить, что начнется активный рост прочих компаний которые успели встать на ноги в период становления страны. Мелкий бизнес во многих сферах сейчас будет сворачиваться. Сначала конечно здравая конкуренция которая будет не в пользу мелких компаний, ибо они не потянут количество и качество услуг да еще и по рекламе проиграют без шансов.
На мой взгляд, в настоящее время проходит трансформация форм ведения бизнеса. Это глобальная экономическая тенденция. Эта тенденция проявляется обязательно и у нас.
На пост-советском пространстве мы прошли несколько этапов развития в экономике для сектора потребления:
1) оптовые компании на бывших промышленных складах и "челночники".
2) "дикий" рынок начала 90х со стихийно организованными базарами.
3) далее коммерческие киоски (ларьки, магазинчики) в местах естественного скопления людей.
4) "цивилизация" торговли и сервиса - создание организованных торговых точек притяжения крупные базары (барахолка, супермаркеты).
5) укрупнение и своеобразная специализация по узким сегментам - создание больших единичных супермаркетов и гипермаркетов.
6) развитие супермаркетов и гипермаркетов в сетевые компании. Яркий пример - сеть "Магнум" или магазины электроники. По сути это крупные склады с непосредственной розничной реализацией. Логистика оптимизирована.
7) сейчас трансформация идет в сторону сервиса доставки отдельных товаров либо еще более продвинутый уровень - это торговля непосредственно только в сети Интернет (интернет-магазины, купонные сервисы и т.д.). На днях видел флаер на услугу по доставке овощей. Есть один интересный проект по доставке свежих сельхоз продуктов как называется с доставкой прямо "с поля", т.е. с места непосредственного производства. Сетевые супермаркеты и гипермаркеты проходят нехилую конкуренцию с такой формой организации бизнеса. Малый бизнес явно конкурентоспособен в низких издержках на логистику. Даже сетевые компании промтоваров (Технодом, Сулпак и т.д.) проходят жесткую конкуренцию и маржа их падает, т.к. для потребителей (не у всех конечно ) сейчас есть возможность покупать бытовую технику напрямую через интернет из Китая. Одежда также имеет тенденцию торговаться через интернет. Примеряется офф-лайн какой-нибудь бренд (любимый), а покупается он-лайн в интернете - качество гарантированное а цена намного дешевле точно.
Все пункты с 1 по 6 уже не действуют либо терпят жесткую конкуренцию за ненадобностью для потребителей или высокими издержками для бизнеса.
Скорее соглашусь с инновационностью в ведении бизнеса. И все это связано со все более масштабным использованием Интернета. Определенный цикл заканчивается и начинается более новый и совершенный период. Для индивидуального предпринимателя (малого бизнеса) - это прекрасная возможность начать абсолютно любое дело с абсолютного нуля и торговать абсолютно всем что имеешь и даже не имеешь физически. Сейчас даже очень хорошо продаются ценные информационные материалы. Знаю пример молодых ребят в зоне Рунет, которые делают деньги от 100 тыс.долларов и выше в месяц. Маркетинг и продажи с использованием интернет стали большим преимуществом индивидуальных предпринимателей. Но им могут пользоваться и крупные компании. Хотя в таком случае отделы и департаменты маркетинга крупных компании придется сократить. Проще отдавать эту функцию на аутсорсинг.
Главное, быть в тренде и найти каждому предпринимателю свое дело и место в этот переходный период! Вот такие вот мысли.