Другими словами, контрольный пакет акций авиакомпании должен принадлежать украинцу, а не иностранцу. В противном случае иностранный перевозчик лишается права на международные рейсы и выполнение чартерных программ.
В связи со сменой правил под удар попадают два крупных перевозчика, зарегистрированных в Украине, — лоукостер Wizz Air Ukraine («дочка» венгерской Wizz Air принадлежит гражданину Венгрии Джозефу Варади) и «ЮТэйр Украина» («дочка» российской авиакомпании «ЮТэйр», которую контролирует президент и совладелец российской компании «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов).
Справедливости ради отметим, что новые правила вступают в действие не сразу — зарубежным авиакомпаниям дали возможность выполнять свои рейсы еще в течение года, но затем, если собственники компаний не поменяют гражданство, им будет выдано предписание о расторжении договоров и контрактов и они будут вынуждены уйти с украинского рынка.
Кроме этого, все авиакомпании отныне обяжут выполнять внутренние рейсы, если они хотят получить международные направления.
С одной стороны, логика властей Украины понятна — необходимо поддержать отечественного перевозчика. Но, с другой стороны, новые правила неизбежно приведут к росту цен на авиаперевозки, так как иностранные компании уйдут и конкуренция снизится.
Кстати, как пишут украинские СМИ, новые правила расчищают поле для местного авиаперевозчика «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Почему? Во-первых, выходец из этой авиакомпании нынче возглавляет Госавиаслужбу Украины. Во-вторых, получить «путевку за рубеж» авиакомпаниям отныне будет непросто. В конкурсе на международный маршрут будут учитываться количество внутренних перелетов, размер флота и налоги, которые авиакомпания выплатила в госбюджет. Поэтому понятно, что бесспорным победителем будет признана авиакомпания МАУ как крупнейший игрок на украинском рынке.
Компания Wizz Air Ukraine уже заявила, что «эти изменения негативно повлияют на граждан Украины. Уменьшение пассажиропотока будет иметь негативное влияние на развитие туризма в Украине и украинскую экономику в целом. Наконец, новый порядок противоречит либерализации украинского авиационного рынка и стремлению соответствовать нормам ЕС».
Действительно, первым пунктом в соглашении о правящей коалиции Верховной рады предлагается создать условия для подписания «Соглашения о едином авиационном пространстве с Евросоюзом». Сейчас иностранные авиакомпании могут летать в Украину, а украинские за рубеж только в рамках межправительственных соглашений. В них жестко прописано, какие авиакомпании имеют право летать в/из страны и частота рейсов.
Однако как только будет подписано соглашение о присоединении к «единому небу Европы» (европейской общей авиационной зоне), любая европейская авиакомпания сможет начать полеты в Украину без всяких разрешений, лишь уведомив о своих планах украинскую сторону.
И вот тут возникает вопрос: а смогут ли украинские перевозчики выдержать конкуренцию? Увы, печальный пример уже есть: после того, как Грузия присоединилась к «открытому европейскому небу», больше половины грузинских авиакомпаний обанкротились, а количество самолетов уменьшилось вдвое.
Так может быть поэтому правительство Украины и озаботилось созданием тепличных условий для МАУ, чтобы компания успела окрепнуть и в будущем на равных боролась бы с европейцами за пассажиров? Абсурд? Возможно. Но в любом случае казахстанцам полезно наблюдать за перипетиями на авиарынке Украины, потому что Казахстан в скором будущем ждет «евразийское открытое небо».
И если Украина готовится выдержать соперничество с европейскими лоукостерами, то в Казахстане в полный рост встанет вопрос о том, как отечественным авиакомпаниям конкурировать с российскими «Аэрофлотом» и «Трансаэро»?