а яма как же, если уж начинать так с ям ...
Да, чтобы не быть голословным, приведу пример ям-ниям из Хатха-йога прадипики:
1.16. Успех приносит следование следующим 6 вещам: веселость, настойчивость, мужество, истинное знание, вера, отстраненность от компаний.
1.17. Вот правила йамы и Нийамы: Ахимса (ненасилие), Сатья (правдивость), Астейя (не брать ничего чужого), Брахмачари (половое воздержание), благословение всего, прямота, умеренность в пище,
очищение-таковы правила Йамы.
1.18. Тапас (аскетизм), бодрость духа, терпеливость, вера в Бога, поклонение, благотворительность, изучение Веданты, стыдливость, подвижничество, жертвоприношения - вот, согласно учению Йоги, правила
Нийамы.
Я выделил жирным шрифтом те условия, выполнение которых вызовет некоторую трудность у наших людей. Так вот, йог должен быть аскетом, ведущим уединенный образ жизни, практикующим половое воздержание. Кто здесь рискнет утверждать, что соответствует этим
базовым требованиям?
Посему, как отражение неспособности людей следовать этим правилам йоги, появилась идеология mind & body. Это попсовое понимание йоги западными людьми, некоторое ответвление еще более широкой идеологии wellness ( в здоровом теле - здоровый дух). Религиозный оттенок ( вроде аскетизма, полового воздержания) здесь опущен или искажен, зато все остальное трактуется как оздоровительная практика.
Затуманивается аскетический аспект разными уловками. Например, акцентируется внимание на базовости и подготовительности асан и пранаямы, а религиозный аспект отодвигается куда-то в далекую перспективу. А с далекой перспективой можно не церемониться и забыть. Можно "подготавливаться" десятилетиями, получая физическое удовольствие от практики.
Еще одна уловка, которая получила большое распространение: религиозное наполнение отошло от собственно самой традиционной йоги к другим направлениям верований (часто тибетский буддизм). Такое разделение помогает игнорировать суровые требования йоги, поэтому с чистой совестью практикант зависает в асанах и пранаяме, а за духовностью едет к тибетским ламам, с которыми как-то полегче. Например, Далай Лама вообще говорит, что доброта - это самая лучшая практика. А кто не считает себя добрым и позитивным человеком в глубине души?
Я еще мог бы долго писать, как современные гуру йоги ( вроде Айенгара, Десикачара, Джойса) сознательно искажают тексты йоги, переводя как им вздумается. А западные их ученики вторят им, повторяя эти искажения. В итоге, куда ни глянь - везде натыкаешьсяч на эти жвачки про йогу, о каком-то там единении ума и тела ( ни о каком единении в Йога-сутрах Патанджали ни слова нет и в помине) и пр.
Сообщение отредактировал mrpumpkin: 31.07.2010, 02:47:24