РОЛИ ВЫЖИВАНИЯ - БЛАГОДЕТЕЛЬ: «не для..
Считают, что остальные без них пропадут: он не сможет жить с человеком, который не так жарит яичницу.
Такой же «танец» Благодетель исполняет на работе, если есть одномоментный конфликт. Он не дает возможности этому конфликту разрешиться, он его любым путем сглаживает. Он делает все, чтобы конфликтующие стороны прямо не столкнулись. Но конфликт не может раствориться по заказу Благодетеля, ведь единственный способ его разрешения — это поставить их друг напротив друга и выяснить, что нужно каждому.
ОТКУДА РОДОМ
Благодетель очень часто вырастает при родительской директиве «Не будь ребенком! Ты же старший, взрослый!». Мама килограммов под 120 говорит хрупкому мальчику: «Ты же мужчина! Чего ты ноешь?» На самом деле это послание: «Я бы хотела, чтобы ты не показывал подлинных чувств. Ты не должен быть активным, эмоциональным, потому что мне тревожно, когда ты такой». Так Благодетель медленно-медленно привыкает прятать чувства, желания, а с возрастом разобраться в своем состоянии уже не может. Дисфункциональная семья — триллер намного страшнее того фильма, где человек бегает с ножом. Здесь каждый день человек сам убивает свою душу.
Маленький Благодетель «усыновляет» члена семьи, любого, кто попадется! Когда попытаемся напрямую обратиться к этому члену семьи, мы каждый раз будем натыкаться на Благодетеля. «Ну что ты к нему пристал? Мам, ты ложись, я подожду папу!»
Но когда Благодетелю не дают ничего взамен стольких потраченных сил, у него, как и у всякого живого существа, начинает развиваться агрессия. Разрушается привычный кривой баланс. Благодетель начинает уничтожать себя, потому что не может выплеснуть злость на окружающих — тогда он будет уже не Благодетелем.
Полная противоположность Фанату — он дает, дает, а брать не умеет. Когда хозяйку пытаются благодарить гости, она отмахивается: «Вам спасибо, что пришли!» То же самое на работе: «Ой, какая у нас Ксения Ивановна незаменимая! Она всегда останется после работы, всегда возьмет на себя большую часть работы!» — «Да ну что вы! Мне же нетрудно, у других дети, семья, а я сейчас свободна».
Аутоагрессия точит Благодетеля. «Я такой ужасный, потому что позволяю себе ненавидеть других людей, я должен любить всех». Иногда эта агрессия бывает неосознаваемой.
Как правило, у Благодетеля плечи сведены вперед, будто он удерживает какую-то тяжесть. Чтобы открыть грудную клетку, надо распрямиться и почувствовать свою силу, которой у таких людей нет.
На самом же деле Благодетель часто тормозит рабочий процесс. Не будет в коллективе человека, который по первому свистку делает все за всех, тогда и начальник перестроит систему руководства, уволит тех сотрудников, которые не справляются, перераспределит обязанности. А так Благодетель за всех пашет. Ну а как же иначе? А что подумают о нашем отделе, компании? И ему радостно поддакивают те, которые привыкли не напрягаться.
Благодетелю прежде всего нужно понять, чего бы он хотел в жизни, что ему нравится, а что нет. Впрочем, обычно он хочет одного — чтобы никто не ссорился!
Тяжесть роли, ограничения, которые она налагает, — это дудка Карабаса-Барабаса. Только он щелкнул пальцами, и мы тут же затанцевали в одной-единственной роли. Но почему-то власть Карабаса-Барабаса нарушается, когда появляется неправильный мальчик Буратино, который не желает учиться и у которого нет роли. Его пытаются загнать в Благодетели — он должен ходить в школу, обслуживать Папу Карло. Но он делает то, что в данный момент ему интересно и кажется правильным. Свободный ребенок! И потому он разрушает пространство этого театра.
Благодетели и Фанат составляют любимую пару, которая порождает Героя cемьи и Козла отпущения.