http://www.mk-kz.kz/...pnoe-zhule.htmlНедоступное жулье
Эксплуататоры: мамка с дочкой
– Нельзя сказать, что здесь творится абсолютное беззаконие, – говорит юрист Станислав Кан (на снимке). – Напротив, свою деятельность застройщик до поры до времени осуществляет в строгом соответствии с законом. Вначале действует закон РК от 16.07.2001 г. "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности", где четко прописаны требования к строительной компании. К этому закону есть постановление правительства, которое регламентирует обязанности и полномочия приемочных комиссий. Но ни в постановлении, ни в законе не предусматривается ответственность застройщика. И он использует это себе во благо.
Фото автора – Каким образом?– Пока дом официально не введен в эксплуатацию, жильцы не могут иметь прямых взаимоотношений с поставщиками коммунальных услуг, поскольку не могут создать кондоминиум. Это значит, что они не могут ни КСК образовать, ни управляющую компанию, которая занималась бы содержанием дома, выбрать. Все эти функции временно берет на себя застройщик. Но в нашей жизни нет ничего более постоянного, чем временное.
Так вот, этот самый застройщик создает дочернюю компанию, на которую возлагает функции по содержанию домов, и заключает с ней договор. На его основании отношения жильцов с коммунальными службами осуществляются через эту "дочку"-посредника, которая и сама на этом живет припеваючи, да еще и "мамку" свою неплохо кормит. Если в обычных домах люди платят за содержание жилья 12 тенге за квадратный метр, то в одном жилом комплексе в Медеуском районе эта плата составляет 117 тенге с квадрата!
Безусловно, это не простой комплекс. Но даже для него это непомерно завышенная цена. Несложно подсчитать, сколько миллионов можно получать с двухсотквартирного дома, если средняя площадь квартиры составляет 130 квадратов. А ведь еще есть газ, тепло и электричество, большие площади подвальных помещений, которые можно сдавать в аренду. Вот теперь скажите, зачем застройщику вводить дом в эксплуатацию?
– Но ведь так не может продолжаться бесконечно. Если я не ошибаюсь, то на устранение текущих неполадок застройщику дается два года, по истечении которых он должен сдать дом?– Он много чего должен, но ничего не делает и не будет делать. И никто его за это не накажет. Комплекс, о котором мы говорим, существует в таком виде с 2007 года. И неизвестно, сколько еще будет так же существовать. Ведь сдать дом в эксплуатацию непросто. Нужно бегать по инстанциям, давать взятки и т.д. Зачем застройщику эта головная боль, когда при существующем положении дел он спокойно получает миллионы на ровном месте?
Есть еще более интересный пример. Мой знакомый купил квартиру в недавно построенном жилом комплексе в Ауэзовском районе. Ежемесячно на коммунальные услуги и содержание жилья он расходовал 60 тысяч тенге, надеясь, что этому когда-то придет конец. Но однажды он узнал, что земельный участок, на котором построен комплекс, застройщик взял в аренду. После этого он сразу же квартиру продал. Потому что самое интересное начнется, когда закончится срок аренды.
А пока там такая же ситуация. Дочерняя компания-посредник занимается коммунальными платежами на основании такого же договора. А он – филькина грамота, потому что составляется исключительно между застройщиком и его "дочкой". А поскольку мнение жильцов при этом никому не интересно, в договоре они могут написать все, что захотят. Так что, по сути, все эти договоры незаконны. А значит, деньги собираются с жильцов тоже незаконно.
Пока до наших депутатов дойдет…
– Но ведь есть уполномоченные органы, которые должны регулировать эти отношения. Как они на это реагируют?
– Я был в управлении жилья и беседовал с официальными лицами. Не могут они ничего поделать с этим, потому как нет у них никаких рычагов воздействия. Вот, говорят, есть статья 79 закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности", в соответствии с которой застройщики должны нести установленную законодательными актами Республики Казахстан ответственность. А какая ответственность установлена этими актами? Нигде не написано, что им грозит в случае невыполнения своих обязательств по сдаче дома в эксплуатацию.
Вот построил он дом, заселил жильцов. А дом не сдал. А может быть, дом не пригоден для жилья и комиссия его вообще не примет? А люди уже живут. Что с этим делать? Ничего. Потому что ни один законодательный акт это не регламентирует.
– Какой выход из ситуации?– Пока до наших депутатов это дойдет и пока они разработают законопроект, пройдет столько времени, что уже и рак на горе свистнет. Более того, этот процесс может вообще никогда не начаться. Потому что за каждой строительной компанией стоят могущественные покровители. Если бы их не было, даже в нынешней ситуации уже давно можно было бы прикрыть все эти "дочки".
– Получается, что метод воздействия все же есть?
– Поскольку кондоминиум не создан, то закон о ЖКХ здесь не действует. Но никто не отменял закон о предпринимательстве. Откройте устав любой "дочки", и такого вида деятельности, как содержание жилья, вы в нем не найдете. Ведь по закону без протокола собрания собственников квартир она вообще не имеет права осуществлять какую-либо деятельность в отношении домов. Что это, если не незаконное предпринимательство?
Если копнуть глубже, можно найти нецелевое использование денег. То, что собственники квартир платят по тарифам посредника, – само по себе незаконно. А значит – это мошенничество. Если приглядеться еще пристальнее, то можно найти и крупные хищения.
– Есть наглядный пример?– Конечно. В жилом комплексе, о котором мы говорили в самом начале нашего разговора, при заоблачных тарифах образовалась задолженность перед коммунальными службами в 49 миллионов тенге. Компания, которая занимается взиманием платежей, регулярно поднимает ставки, объясняя образовавшуюся задолженность некоторым количеством пустующих квартир, якобы принадлежащих одному опальному банкиру, который сейчас в бегах. Якобы эти квартиры арестованы, за их содержание никто не платит, а коммунальные службы требуют.
Но это все ерунда. Потому что, как только квартира арестовывается, правоохранительные органы уведомляют об этом коммунальные службы, и на эти квартиры счета не приходят. Ими ведь никто не пользуется, не тратит электроэнергию, воду и т.д. Поэтому такой задолженности не может быть по определению.
Откуда взялись эти 49 миллионов – впору бы разобраться компетентным органам. Но проверить их мы не можем, поскольку закон о предпринимательстве гарантирует коммерческую тайну. Поэтому деньги жильцов они используют на свое усмотрение – тратят себе на зарплаты, закрывают кредиты и т.д.
Все это – основание для вмешательства финансовой полиции. Но такое положение дел можно наблюдать практически во всех новых жилых комплексах Алматы уже на протяжении нескольких лет. И никто с этим ничего не может поделать. Или не хочет.