Известия-Казахстан: 22.04.2009
Автор: ЭРИК КИНЖАЛИН
"Автомобильная общественность озабочена последними новостями о планируемых новшествах в организации движения транспорта в Алматы.
В двух словах определим темы, о которых шла речь в беседе президента c руководством города: это неэкологичные и грязные автомобили, «Хаммеры» и черный цвет. Вопросы многим могут показаться риторическими, но не будем забывать, что за каждым стоит четкий анализ – просто так президент не говорит никогда. Вникать во все нюансы у главы государства просто нет времени, поэтому он четко обозначил проблемы, имеющие реальные основания. Воспринимать его слова буквально, как это часто делают некоторые государственные органы, нельзя.
Возьмем, к примеру, экологию. Первые враги зеленых насаждений – это общественный транспорт, а также автомобили, не способные пройти техосмотр по нормам содержания выхлопа. Маршрутные автобусы, которые работают в черте города, в основном были списаны в Германии в конце прошлого тысячелетия. Здесь они получают вторую жизнь, избавляя Фатерланд от необходимости утилизации отходов. Разумеется, что никаким экологическим стандартам эти машины не соответствуют. Основную часть легкового транспорта, портящего воздух, составляют иногородние родственники немецких автобусов, также обретшие второе астматическое дыхание на просторах нашей родины. Многочисленные VW Golf, Opel Vectra, Mazda 626 и Audi 100 с областными номерами барражируют по улицам некогда чистого горного города, отравляя воздух 80-м шымкентским бензином и подбирая голосующих клиентов. По моим подсчетам, примерно треть нашего перегруженного транспортного потока составляют таксисты. Частный извоз имеет место по схеме 24/7/365, но законодательство в нынешнем его состоянии ничего с этим поделать не может, т.к. этот вид предпринимательства не лицензируется. Тем не менее надо изобрести способ не пускать в город иногородние автомобили и автобусы.
Грязные автомобили вредны с эстетической точки зрения. Все дело в практичности горожан, которые уверены, что мыть автомобили в демисезонный период бессмысленно. Дочиста отмыть автомобиль обходится примерно в один МРП, что при прожиточном минимуме, выросшем в этом году на 4% (до 12243 тенге), достаточно накладно. При этом чистый утром автомобиль из-за пыли и загазованности к вечеру придется мыть снова. Для того чтобы город вновь стал эстетически приятным, акимату необходимо оборудовать места, где люди бесплатно могут мыть автомобили самостоятельно, но в принудительном порядке.
Давно известно, что чем габаритнее, тяжелее и выше автомобиль, тем он больше наносит вреда движению, экологии и дорожному покрытию. Под все эти определения подпадают внедорожники, которые президент назвал образно – «Хаммерами». Как ни прискорбно, этих автомобилей в городском потоке великое множество, и каждый вреден, как пара легковушек в совокупности. Большое количество их носит на борту частные номера; остальные – государственных или частных учреждений. Эти машины в некоторой степени отражают народный менталитет – все хотят ездить на больших автомобилях и сидеть выше остальных участников движения. Президент прав – во всем мире люди ездят на небольших легковых автомобилях, и алматинцам нужно последовать этому примеру. Но если мы хотим пересадить владельцев внедорожников на малолитражки, то нам нужно прежде всего повлиять на их психологию. Ограничительные меры не так действенны, как хотелось бы – налог на большой (свыше 4000 куб. см) объем двигателя и повышенные таможенные пошлины не заставили людей отказаться от роскоши. Запретить такие автомобили напрямую государство не в состоянии, так как они отвечают требованиям международной категории «B» водительских прав. В этом смысле можно воспользоваться опытом, практикуемым в крупных мегаполисах мира, – упомянутом президентом Сингапуре; или в Лондоне, где внедорожники и другие крупные автомобили в черте города облагаются ежедневной пошлиной (до 10 МРП в пересчете на наши деньги).
Сам же по себе «Хаммер», автомобиль обанкротившегося подразделения «Дженерал Моторс», довольно спорный образ. Этих автомобилей на дорогах почти не осталось, но их двигатели и шины отвечают самым серьезным требованиям по безопасности и норме выхлопа. В частности, американскому стандарту ULEV (ультранизкий уровень выбросов), одному из самых жестких экологических стандартов в мире. Но «Хаммеры» нужно запретить хотя бы потому, что это бессмысленно огромные, вульгарные машины, не имеющие права на существование.
С автомобилями черного цвета ситуация также неоднозначна. ЮНЕСКО порекомендовало Казахстану и другим странам применить ограничительные меры к автомобилям черного цвета, которые поглощают солнечный свет и нагревают этим атмосферу. Об этом же заявил глава дорожной полиции Тусумов в интервью одной из местных газет: «Наряду с праворульными машинами авто черного цвета – серьезная проблема.