Таблица 1Специфические психологические проблемы подростков-сирот Преодоление проблем средствами канистерапии в рамках ездового спорта
Одна из фундаментальных проблем детей-сирот – несформированность «базового доверия к миру». Как правило, являющейся последствием материнской и эмоциональной депривации, которой, в той или иной мере, подвержены все воспитанники детских домов (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 - доклад об особенностях развития ребенка в условиях депривации).
Проблема не сформированности «базового доверия» на протяжении жизни ребенка нарастает как снежный ком, и к подростковому возрасту «депривационная симптоматика» перерастает в очаг тяжелой эмоционально-нравственной болезни, которая синхронизирует с проблемами пубертата, и значительно отягчает его протекание.
Подросток рассуждает: «Я – детдомовский, меня предали, обманули, судьба обошлась со мной «поршиво». Почему это происходит именно со мной? У меня никогда не было того, что есть у «домашних», и у меня никогда этого не будет. Я никому не нужен! Я беззащитен! Я НЕ ВЕРЮ ЛЮДЯМ, и мне не нужен никто».
Такое критическое эмоциональное напряжение, невозможность найти ответы на эти фаталистические вопросы, находят свой выход, как правило, в наркомании, алкоголизации, криминале. Не сформировавшееся «базовое доверие» формирует пагубное «базовое НЕдоверие к миру». 1. ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (социальный лубрикатор) - способствующая нейтрализации негативизма в сфере общения человек – человек, собака принимает роль посредника, а именно, человек – собака - человек. Здесь важно отметить, что сирота приобщается к субкультуре, выходящей за рамки сиротского учреждения, что повышает его социальный статус в «собственных глазах»;
2. РАЗВИВАЯЩАЯ ФУНКЦИЯ:а) спортивное развитие (разрешение ряда психофизических проблем, оптимизация эмоционального тонуса, формирование адекватной самооценки и т.д.);
б) развитие волевой сферы;
в) развитие эмоционально-нравственных и этических норм – формирование представлений о дружбе, взаимовыручке, преданности, любви;
г) развитие и формирование представлений о культурном досуге;
д) развитие и формирование навыков коммуникативного общения с людьми не принадлежащих к социальному кругу сирот, что дает возможность расширить представления детей о семейной жизни, коллективных увлечениях и т.д.
Страх самовыражения, боязнь быть отвергнутым, непонятым. Эта проблема также связана с недостаточным развитием коммуникативных навыков общения, несформированности ряда значимых социальных представлений и др.
Неспособность глубокого эмоционально-нравственного переживания и самовыражения, несформированность представлений о культуре любви.
Данная проблема суммирована рядом причин и условий (в том числе и перечисленных выше), которым подвержены воспитанники детских домов. Многие исследователи данной проблемы считают, что несформированность позитивных социальных установок и проявлений, в т.ч. и глубокие чувственные переживания – дружба, любовь, является прямым следствием влияния различных видов деприваций.
Проблема преодоление депривационных симптомов и их последствий очень актуальна на сегодняшний день, вокруг данной проблемы сосредоточено много споров и поисков со стороны специалистов различных областей.
Большинство аниалотерапевтов, разрешающие психологические проблемы, связанные с эмоциональными переживаниями и социальными контактами - признают терапевтом номер один – собаку. Но способна ли собака способствовать формированию культуры любви? В нашей стране таких исследований на научном уровне недостаточно, однако опыт зарубежных коллег оптимистичен, в том числе и при работе с детьми – сиротами. С одной стороны канистерапия дорогой и трудоемкий метод, но с другой стороны, что может быть лучше.
Собака никогда не осудит, ей не важен твой социальный статус, твое происхождение. Она безусловно любит своего хозяина и служит ему. Известно множество историй где собака являет собой достойный пример для любого человека. Ребенок – сирота выучен жизнью не просто доверять, а «пробовать на вкус». Эти дети поразительно чувствительны ко всякой лжи – они не поверят в показную любовь и заботу, но полностью разоружаются при всяком добром искреннем излиянии. Ребенок – сирота горячо желает учиться любить, но лишь у тех, кто и сам умеет искренне и предано любить.