а кто что может сказать про free air саб. ? качество, плюсы и минусы?
Ех народ и нафига я в FAQ устроил накидал советов толпу и как раз ФАКе про это есть:
4. Сабвуферы
4.1. На много ли free-air сабы качают хуже, чем корпусные и чем они отличаются?
Denis :
Теоретически качают не хуже. На практике - много НО.
При установке фриэрного саба надо АБСОЛЮТНО ГЕРМЕТИЧНО отделить объём багажника от салона. Даже если удастся это сделать, то всё равно будет короткое замыкание ниже 30-35Гц "через улицу".
Играя объёмом ЗЯ или настройкой ФИ можно изменить АЧХ и добротность, подобрав (или рассчитав) под конкретный салон. У фриэрных такой возможности нет, Qts динамика раз и навсегда задана производителем. И, наконец, герметично склеить ЗЯ гораздо проще, чем городить толстую заднюю полку и спинку сведения, а потом затыкать несметное количество дыр между салоном и багажником
Kazanec :
Слова "хуже чем корпусные" тут не подходят. ВСЁ зависит от того, как его (их) установить, какую музыку ты предпочитаешь и какой философии ЗВУКа будет саб служить (SPL или аудиофилии). Если поставишь Focal .F(H), Infinity Kappa 120w.ib - это будет лучше, чем твой Macrom в любом исполнении (закрытый, физик, изо. ). Плиту нужно делать как минимум из 2-х слоёв 19мм ДСП, а лучше 20-22мм фанера + 19мм ДСП. Два материала разной плотности дают лучший результат.
Кто-то :
Люди делают корпусные в основном (ИМХО) для хэтчбеков, а у тебя седан (Мерс W124, как я понял из НИКа). Ящик удобен тем, что можно изменяя внутренний объём, подогнать АЧХ саба под салон и получить "вкусный" горб(ик) в нужном месте. Правда не всегда этого легко добиться из-за массы компромиссов. Но это уже другая песня и должна звучать в другом исполнении.
М-124 :
Ты правильно понял у меня мерс-124-й, почему фрисаб, потому что у меня стоит газовый баллон в багажнике, и под полкой только 13-15 см до баллона, поэтому ящик пристроить там проблематично. И еще вопрос, обязательно ли делать плиту на всю полку до краев, если на половину?
Kazanec :
Лучше максимальной площади от центра (места установки динамика). Чем больше, тем лучше и правильнее. А уж как - это тебе решать. Я в своём авто (Опель Вектра А) штатную декор-полку снял и на её место установил плиту.
darkstar :
Во free air нет задержки, свойственной корпусному оформлению. Речь не о скорости распространения звука. То, что в ФИ есть хитрая фазово-временная зависимость, ведь знаешь? В ЗЯ то же самое, только гораздо менее сильно выражена. Ведь ЗЯ - это как HP фильтр: АЧХ завиливается задолго до резонанса. Отсюда и фаза сдвигается. А у ФЭ ничего этого нет.
Поэтому состыковать с фронтом очень просто - вообще делать ничего не надо. Звук получается четкий, сочный, артикулированный, т.к. динамику не мешает сжатый воздух в ящике. Нет "экранировки" звука задним сиденьем. Не нужно отводить место под ящик - тоже удобно. Изготовление полки обойдется дешевле, чем корпусной сабвуфер.
Теперь минусы ФЭ: найти хороший фриэйрный саб сложнее, чем для ЗЯ. Не во всякую полку влезет 12" или 15" саб (хотя это не всегда и нужно). При полной загрузке багажника саб уже перестает быть free-air, а превращается в ЗЯ с неправильно выбранными параметрами (впрочем это отмечается далеко не во всех установках). В хэтчбек сделать free-air не всегда выходит практично. Максимальное звуковое давление меньше, чем в случае ЗЯ. Качество звука определяется только параметрами головки, а не размерами ящика. Поэтому "откорректировать" его можно лишь заменой головки.
Могу лишь сказать, что T-C параметры хорошего ФЭ близки к следующим: Fs=35-40Гц, Vas~70л, Qts~0.5-0.6 (а не 0.7-0.8 - иначе "молотилка" будет, а не музыкальный саб).