В период с 8 сентября (заезд в Хоргос, Казахстан) по 12 октября (выезд через Тургас, Кыргыстан) 2009 г. я проехал на Субару Форестер (2,0 атмоферный с МКПП 2007 г.в.) кружок вокруг Тибета с проездом через Сиань и Чэнду (на одной машине 2 туриста + китайский гид). Пробег из Москвы в Москву составил 20,5 тыс. км. Дороги без асфальта по Китаю составили чуть менее 2 тыс. км. Все проблемы были связаны с резиной (у меня была штатная с пробегом 50 тыс. км) - нужно ехать на новой и, вероятно, специальной резине для бездорожья и камней. Из-за низкой посадки (сказался перегруз машины) при выезде со спорных территорий пробил бензобак (дыра 5 см - в Китае заклеили, а в Алма-Ате уже сняли и основательно запаяли), но заметил это только при дозаправке (бак в этой машине оказался разделенным на левую и правую половину, так что хватило на 150 км дальнейшей езды). По навигатору зарегистрировал 35 перевалов с высотами более 4 км (самый высокий 5398 м N34 20,491 E80 22,958). Расход бензина на 2-х литровом моторе мощностью 157 л.с. на перевалах составлял не более 10 литров (по Москве 12 литров - результат работы кислородных датчиков на катализаторе). Недостатка мощности в условиях высокогорья при загрузке порядка 500 кг. никак не ощущалось и на скорости движения не сказывалось. Субару вела себя безупречно - даже запуск двигателя на высоте 5 км происходил также как летом в Москве (1,5 секунды). Высокогорье на ней не отразилось, только на мне - сделаешь 20 шагов и дышишь как загнанная лошадь.
Езда в городах Китая требует некоторых навыков в части частого бибиканья - кто первым бибикнул - у того и право проезда - похоже это единственное правило движения. Казахские водители будут удивлены - меня на трассе днем остановил полицейский и попросил выключить фары. Другой полицейский замахал на меня палкой и потребовал быстрого проезда без пропуска китайцев на пешеходном переходе. Езда на красный свет и через двойную сплошную на глазах у полицейского - нормальное явление. А поворот направо на красном - это законно. Аварий при этом нет - как-то все побибикают и расходятся по понятиям - кто по встречке вперед, кто назад - в общем кому куда надо, тот так и едет по кратчайшей линии - быстро освобождает дорогу и не создает заторов.
Для езды по Китаю машина прошла две линии штатного (в общей с китайцами очереди) техосмотра. Одна линия для переднеприводных машин, а другая - для заднеприводных. Полный привод проходит два раза - так мне объяснили. Едешь не сам - садится китаец и быстро/быстро проезжает по всем стендам, а хозяева наблюдают у выхода с линии. После этого дали один временный китайский номер в пластике под лобовое стекло и наклейку о техосмотре до 2010 г.
Водители проходят медицинское освидетельствование по зрению (20 юаней) и фотографируются (20 юаней), а затем выдают в пластике водительские права с иероглифами. Далее свободен и может передвигаться вместе с китайским гидом по ранее согласованному маршруту.
На дороге специально никто не останавливает, но между провинциями существует система записи проезжающих машин.
Скоростной режим тоже особо никто не контролирует, но камеры кое-где установлены - полиция за кустами не прячется и скорость не меряет. Кого и как они штрафуют я не знаю - не видел. В Тибете практикуют контроль скоростного режима путем выдачи карточки (бумажка) при въезде на дорогу (свернуть некуда) и контроля времени при съезде с дороги. Мы ехали быстро, а потом обедали 1,5 часа - арифметическую задачу мой навигатор решал быстро и я приходил к контролльным пунктам с минутным опозданиям, чем очень шокировал полицейских (китайский гид так ничего и не понял про измерение навигатором средней скорости движения, как и не понял чего ему в бумажке писали).