Да нет, это как раз про Ваши два снимка из БАО. Они оба могут быть "как было", в горах диапазон цветов и полутонов меняется очень сильно от времени суток. Так что Вам самому выбирать то, что Вы считаете "правдой жизни" или тем, что соответствует настроению...Вопрос не понял. Если это про фото собаки, которую выложил mazay, то там неба нет, просто резкий свет. Но вроде все в пределах диапазона камеры, так что можно исправить в пост-обработке. А так, фильтров у меня нет, пользоваться не умею, знаю по наслышке.
А по поводу фильтров - че ими уметь пользоваться? УФ - он просто так висит, особой роли, кроме защиты передней линзы, у него на цифре нет, с учетом того, что над каждой матрицей стоит свой собственный УФ фильтр. Полярик - Вы его просто крутите и смотрите, как меняется картинка (в основном облака на небе и вода, все остальное не очень-то и меняется). Когда картинка становится визуально более привлекательной, нажимаете на кнопку Причем даже в ФШ есть опция применения полярика, частично она его имитирует, хотя блики и не убирает, конечно. Градиентник - он и есть градиентник, темную часть размещают на более светлый участок кадра, а светлую - на темный. Хотя меня конкретно он не вставил, это хорошо, когда линия перехода достаточно ровная, к примеру, в степи. А в горах, особенно в узком ущелье, часто приходится сильно думать, как бы его повернуть. Похоже, что ХДР проще (сам не пробовал). Другие фильтры, цветные, легко имитируются в ФШ. Хотя цветной градиентник - это иногда просто и прикольно. Есть еще совсем специализированные, но есть подозрение, что ФШ и тут рулит, хотя требует большего времени.
Фильтры - они были очень полезны для пленки с разной сенсибилизацией на тип освещения. И, конечно, при печати цветных фотографий с пленки. Там их применение действительно целая наука, плюс еще куча терпения. А для цифры все сильно упрощается, при хорошем экране на тушке результат просто сразу виден и его можно откорректировать. Хотя при съемках с различными источниками света, например, в помещении с лампами накаливания и дневного света одновременно, плюс вспышки, профессионалам приходится извращаться и вешать фильтры на все подряд даже для цифры, чтобы загнать свет под одну цветовую температуру. Но это тоже из области высокого искусства и наличия чемоданов с оборудованием.
Все это сильно грубо, конечно, но каких-то особых умений для пользования светофильтрами на цифре не требуется, имхо. УФ для защиты, ну и дымку иногда чуть убирает, но он просто висит, не требует ни еды, ни умений. Полярик полезен для "шелковистости" воды и кучерявости облаков. М.б., еще градиентник для пейзажей...