Долой стоянки! Строим паркинг!
? 29 (293) от 24.07.2006
Асем ДЖАЛАМБЕТОВА, Астана
В Астане в самое ближайшее время будут ужесточены требования к застройщикам. Помимо технических нормативов и установленных норм безопасности, строительные организации должны будут в обязательном порядке выполнять еще одно условие ? на каждом объекте возводить автопаркинги. Таким образом столичный акимат рассчитывает разгрузить городские проспекты и ликвидировать стихийные автостоянки.
Стихийные автостоянки, расположенные практически в каждом дворе Астаны, фактически доживают свой век. Акимат намерен ликвидировать все эти точки.
? Это временные отводы, ? убеждает замакима Сансызбай Есилов. ? Их арендаторы даже не предприниматели, они нисколько не заинтересованы в обустройстве этих территорий. Нет освещения, нарушаются все мыслимые экологические требования, нет нормальных подъездов и выездов! Они не вписываются в столичный колорит. Давайте будем строить автопаркинги!
Подземные или наземные ? паркинги признаны самым цивилизованным местом для временного пребывания автомобилей. По словам главного архитектора города Шокана Матайбекова, идеальное соотношение ? это стопроцентное соответствие количества квартир в возводимом жилом комплексе количеству машиномест в паркинге. Преобладание второго показателя ? только приветствуется. Поскольку во многих казахстанских семьях, говорят в акимате, уже имеется по два, а то и три автомобиля. Что касается общественных мест, в том числе и объектов торгового предназначения, то здесь по расчетам департамента архитектуры на каждые сто квадратов торговой площади обязательно наличие, как минимум, трех машиномест. Для офисов и административных зданий достаточно одного машиноместа на 100 квадратных метров.
Собственно, практиковать строительство автопаркингов в жилых комплексах департамент архитектуры начал еще два года назад, но тогда это было исключительно на добровольной основе. Застройщики самостоятельно изыскивали дополнительные средства и составляли расчеты. Так в Астане стали появляться первые подземные гаражи. Как отмечает главный архитектор, удовольствие не из дешевых. В качестве примера приводит затраты одного из застройщиков. На возведение обычного трехэтажного паркинга под землей одному предпринимателю пришлось выложить 43 миллиона долларов. Хотя предприниматели здесь сильно рискуют, говорит директор департамента архитектуры и градостроительства, строительство многоуровневых паркингов не быстро окупаемый бизнес.
С 2004 года градостроительный совет при акимате города рассмотрел проекты 221 жилого комплекса с количеством квартир 58 875 и количеством мест в паркинге 46 605.
? За все время строительства Астаны еще ни разу не было столь жестких требований по строительству паркингов в жилых комплексах, ? говорит Шокан Матайбеков. ? Некоторые из домов до сих пор сдаются в эксплуатацию без гаражей, чем еще больше усугубляют ситуацию. В городе практически не осталось белых пятен. Машинами буквально заставлены все улицы и дворы.
Нехватка парковочных мест ? головная боль и для управления дорожной полиции. По словам заместителя начальника УДП ГУВД г. Астаны Сергея Малого, на сегодняшний день в городе зарегистрировано более 130 тысяч автомобилей, еще около сорока тысяч пребывают в городе проездом. Причем отсутствие ?карманов? вынуждает водителей игнорировать запрещающие знаки и парковаться прямо на дороге. Поначалу инспекторы пытались бороться своими силами: снимали номера со стоящей на проезжей части машины или эвакуатором доставляли автомобиль на штрафстоянку. Эти меры оказались более-менее эффективными. По крайней мере, автовладельцы перестали бросать свои машины где попало.
Спустя полгода в ситуацию вмешалась городская прокуратура и, назвав действия полицейских самоуправством, запретила изымать номерные знаки. У инспекторов остался только один способ борьбы ? эвакуатор, который, кстати, у дорожной полиции имеется в единственном экземпляре. Понятно, что беспорядки с парковкой возобновились с еще большей силой.
Оценив ситуацию, столичные власти и приняли решение ужесточить требования к застройщикам. Уже внесены коррективы в план застройки города. Так в районе сосредоточения крупных объектов торговли и коммунальных рынков проектом предусмотрено строительство пяти многоярусных паркингов общей вместимостью в 1 650 машиномест. В ближайшие два года планируется снос частных домов, соседствующих с центральным рынком. На их месте также будет сооружена многоярусная платная автостоянка. Еще один подземный автопаркинг будет располагаться в новом административном центре на левом берегу Ишима, как раз напротив ?Ак Орды?. Его вместимость, по предварительным расчетам, составит две тысячи автомобилей.