Всем привет.
Хорошая тема, хочу высказать свои соображения по данному поводу.
Кто помнит, вопрос о запрете правого руля поднимался еще Храпуновым в бытность его Акимом Алматы. Тогда это заявление было воспринято как одними как шутка, другими как провокация, и сразу же последовало возмущение. Потом вроде как затихло.
Теперь этот вопрос возник на республиканском уровне. С подачи В.Школьника в бытность его министром индустрии и торговли, который вообще известен как реформатор. Естественно, такую инициативу будет поддерживать МВД в лице дорожной полиции, прямой обязанностью которой является поддержание достаточного уровня безопасности на дорогах. Не сомневаюсь, что г-н Школьник, работающий в настоящее время заместителем руководителя Администрации Президента, сейчас курирует именно эту работу.
Но в то же время встает вопрос: почему именно праворульные машины оказались персонами нон-грата? Почему именно такой вид транспорта объявлен источником роста ДТП? Вот это уже интересно.
Мое мнение такое:1. В первую очередь (что бы кто ни говорил) ? это попытка устранить недоработки действующего законодательства, в котором не регламентировано расположение руля для легковых автомобилей. То есть для грузовых автомобилей указан левый руль, для легковых ? нет. Это в свое время и послужило "воротами" для ввоза праворулек. Думаю, не надо обвинять власти в недальновидности, все законы нашей страны принимались в дикие 90-е, когда вообще был беспредел во всех сферах. Как известно, в России такая же проблема, а ведь ПДД и ГОСТЫ у нас практически одинаковые. Правила дорожного движения едины для всех, без их соблюдения на дорогах начнется бардак.
2. В то же время, не только праворульные машины добавляют опасности на дорогах. Этому множество причин.
2.1. Во первых, властям необходимо обратить внимание на общественный транспорт. Китайские автобусы, которые собираются отнюдь не на заводах, а в кустарных мастерских, по-хорошему даже новые не пройдут у нас техосмотр. В принципе, результаты такой сборки мы каждый день наблюдаем на городских маршрутах. Сами водители таких автобусов называют их "одноразовыми", а это говорит само за себя.
2.2. Во-вторых, имеет место очень низкое качество подготовки водительского состава. В советское время срок обучения вождению автобуса составлял 5 (пять) месяцев, после чего еще 2 (два) месяца водитель ездил в качестве стажера, прежде чем получить доступ к перевозке пассажиров. Сейчас такое, насколько мне известно, не практикуется. Что же происходит сейчас? Приехал из колхоза, заплатил за категорию "Д", сел и поехал. А если еще и сел на китайский автобус?. Дальше можно не продолжать, результат налицо.
2.3. Еще одна причина ? грузовой транспорт. Темпы застройки Алматы таковы, что практически во всех районах ведется возведение домов и реконструкция дорог. Количество спецтехники и грузовых автомобилей возрастает, это создает большие затруднения при движении. Плюс такое же плохое качество подготовки водительского состава.
3. Отдельно хочу обратить внимание на сам город Алматы. На сегодняшний день население города составляет 1280000 человек. Коэффициент семейности от 4 до 5, возьмем среднее 4,5. Количество автотранспорта в Алматы ? 450000 единиц. Простой арифметический расчет показывает, что на одну среднестатистическую семью приходится 1,58 автомобиля, или три машины на две семьи. Это довольно высокий показатель, к примеру, в России на одну семью 1,1 автомобиль, в Америке ? 2,4 автомобиля. Город наш просто не рассчитан на такое количество транспорта, особенно его центральная часть. Отсюда и все многочисленные пробки, аварии и т.п. Конечно, власти пытаются стабилизировать ситуацию, строят развязки, расширяют дороги и т.п., но эти меры на сегодняшний день выглядят неубедительными, здесь нужно радикальное решение.
4. Теперь об интересах третьих лиц при запрете праворульных автомобилей. Основные крупные поставщики автотехники, такие как Астана Моторс, Меркур, Азия Авто и остальные, широко представленные на пр. Суюнбая, конечно, такую идею восприняли с воодушевлением, так как сокращается конкурентная сфера. Возможно предположить даже спонсирование отдельных лиц во властных структурах для проведения "пропаганды вредности правого руля на казахстанских просторах". Однако деятельность таких компаний направлена прежде всего на определенный круг потребителей, с высоким уровнем дохода, которые могут позволить себе покупку нового автомобиля. Основная часть населения к ним не пойдет все равно, и по причине высоких цен, и по причине плохого качества изготовления (тех же Жигулей). Все равно есть еще очень много поставщиков подержанных автомобилей из Европы, в последнее время активизировались поставки из США.
Все эти причины, по моему чисто субъективному мнению, сыграли отрицательную роль в создании ажиотажа вокруг машин с правым рулем. В любом случае, основной импульс запрета исходит из Алматы, и кто является первоисточником, объективно сказать трудно. Наверное, просто все эти факторы сложились вместе и "выстрелили". И кто-то еще пытается построить на этом свой бизнес.
сейчас продолжу, не влезает