Перейти к содержимому





- - - - -

О женщинах в накопительной пенсионной системе

Опубликовал: Нуржан Алимухамбетов, 01 Декабрь 2009 · 485 Просмотров

Всем доброго времени суток! :-)
Мы продолжаем обсуждать пути совершенствования казахстанской пенсионной системы, о которых подробнее я написал в своем первом сообщении.
Рассмотрим подробнее одно из предложений, которое касается женщин. А именно – предложение ввести дополнительные пенсионные отчисления для женщин со стороны работодателя либо государства.
Для начала ряд вводных данных. 1. В Казахстане женщины выходят на пенсию в 58 лет, мужчины – в 63 года. 2. Период дожития (средний срок жизни после достижения пенсионного возраста) у женщин – 19 лет, а у мужчин – 12 лет. 3. При этом зарплаты большинства женщин ниже, чем у мужчин, потому что большинство высокодоходных позиций до некоторого времени занимали мужчины. Сейчас это постепенно выравнивается. 4. Периодически у женщин пенсионные выплаты прерываются по объективным причинам (декретный отпуск).
Соответственно, вы увидите, что если чисто по женщинам посчитать, то коэффициент замещения – то есть сколько составит пенсия человека по отношению к средней зарплате на момент выхода на пенсию – у женщин будет ниже, чем у мужчин. Поэтому и возникает вопрос, насколько солидными будут накопления, и смогут ли они обеспечить пенсионные выплаты на уровне 50-60% коэффициента замещения? Здесь явный перекос, и с этим надо что-то делать.
Одно из предложений для решения этой проблемы, которое, в принципе, поддерживается со стороны регуляторов, и уже обсуждалось, – это отчисления взносов со стороны государства женщине на пенсионный счет в период ее беременности.
Также позитивным моментом в плане защиты интересов женщин может быть то, что, в принципе, по всем работающим сейчас рассматривается возможность сохранения солидарной системы. Этот многокомпонентный подход к солидарной системе поддерживается сегодня международными специалистами.
Что еще здесь можно сделать? Может быть, имеет смысл подумать, чтобы со стороны работодателя в пользу работающих женщин ввести ежемесячные дополнительные отчисления, чтобы их относить на вычеты – то есть предоставить льготное налогообложение? Но это, конечно, палка о двух концах, потому что итак сейчас женщин берут на работу неохотно, а при этой дополнительной нагрузке работодатель еще более будет склонен выбирать сотрудников-мужчин.
Если это будут выплаты со стороны государства, тогда нужно разрабатывать критерии, сколько платить и кому? И не забывать, опять же, о гендерном и социальном равенстве по отношению к мужчинам – они итак живут меньше. :-)
Все это предмет для работы специалистов. Но очень интересно было услышать ваши предложения на этот счет. Так что, буду рад обмену мнениями! :D

Нуржан Алимухамбетов

  • 0


Так как, рожая, женщины обеспечивают прирост роста населения, то, думаю, государство обязано на себя взять заботу об их пенсионных отчислениях, если государство действительно заинтересовано в улучшении демографической ситуации.
А любая принудиловка в отношении работодателей по поводу больших обязанностей перед своей наёмной рабочей силой женского пола может дать отрицательный эффект, потому что у бизнеса главная цель - получение прибыли))
    • 0
Добрый день, уважаемый Чебурген! :D

Комментарий верный. Значит, вы за то, чтобы участвовало государство. Было бы хорошо узнать, в каком виде вы себе это представляете? :)

Кстати, примечание к этой теме. Один из вариантов поддержки уже реализован – с 1 января 2008 года Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП) перечисляет в пенсионный фонд, где у женщины заключен договор, 10% от размера ежемесячных выплат по уходу за ребенком до 1 года.

Буду рад услышать ваши новые предложения. Наиболее удачные из них обязательно будут представлены на обсуждение рабочих групп по развитию законодательства, участником которых я являюсь.

Нуржан Алимухамбетов
    • 0
Добрый день, Нуржан Ержанович!
Касательно гос. поддержки женщин в накопительной пенсионной системе. Когда я слышала о том, что государство перечисляет 10% от ежемесячного пособия на ребенка и от выплаты по беременности и родам ( среднемесячный дход*4,2) в НПФ, мне это представлялось немножко по-другому. Фактически государство из назначенной выплаты удерживает 10% и направляет в НПФ (как и работодатель). В этом нововведении самая выигрышная позиция у НПФ, а не у вкладчиков, т.к. НПФ получают свои 10% в любом случае, а женщинам это не столь выгодно, т.к. на пенсию женщинам выходить в 58 лет, а фертильный возраст, как правило, до 45 лет. Мне в мои далеко не 30 лет эти деньги были бы нужнее сейчас, чем через 30 лет на пенсии.

Потом есть такой момент, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком считают из среднемесячного дохода, с которого были социальные отчисления, а это доход уже за минусом пенсионных отчислений (причем не более 10 минимальных заработных плат). Получается, что 10% пенсионных отчислений взимается с пособия, размер которого определен уже за минусом пенсионных отчислений.

В связи с вышеизложенным, мне представлется более справедливым, если бы государство не удерживало 10%, а за счет своих средств эти 10% направляло в пенсионный фонд, чтобы не отнимать наличные деньги у женщины в период ее временной нетрудоспособности.

Ну и честно говоря, я вообще не сторонник этой чилийской модели пенсионного обеспечения.

Добрый день, Нуржан Ержанович!

Добрый день, спасибо за комментарии. Уточнюсь на счет вычетов из пособия затем еще раз свяжусь. Вообще это нужно чтобы взносы шли непосредственно от человека, а не от работодателя, либо государства, так фиксируется право собственности на пенсионные накопления. Это важно в тех случаях когда ликвидируются АО и обязательства. Я знаю - это хорошая защита.
Насчет чилийской модели, то в ее реализации много вариантов. Предлагайте - будем двигать, если предложения будут эффективные.
Удачи, Н.Алимухамбетов
    • 0

Моя фотография

http://bb.ct.kz/uploads/1252946223/gallery_66087_12280_1858.jpg

Немного о себе

Нуржан Ержанович Алимухамбетов Советник Председателя Ассоциации финансистов Казахстана, член Совета Ассоциации финансистов, Председатель Союза участников пенсионной системы РК. До этого 11 лет работал в должности заместителя Председателя правления НПФ Народного банка.За предыдущий период много и активно участвовал в законодательном развитии накопительной пенсионной системы, получил достаточный опыт и сформировал собственное видение на саму систему, ее успехи и проблемы и понимание перспектив и принципов ее развития.

Декабрь 2024

П В С Ч П С В
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 29
3031     

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.