СЪЕЛ МОНЕТУ... АППАРАТhttp://vecher.kz/node/10172
Троллейбус дальше не пойдет – электричество отключили, – сообщил водитель, и люди в салоне безропотно потянулись к выходу: неожиданно прервавшаяся поездка в вечерний час пик наверняка доставит пассажирам дополнительные проблемы, но ни один из них даже не пробует истребовать у водителя компенсацию за неоказанную услугуВпрочем, понять неудачливых пассажиров можно. Транспортники так неохотно возвращают полученные, но неотработанные деньги, что спорить с ними на этот предмет часто почти бесполезно. Хотя законы в этом случае достаточно обеспечивают права пассажира-потребителя.
Они вступают в действие, стоит только гражданину переступить порог маршрутного автобуса, троллейбуса или трамвая – в ту же минуту он автоматически вступает с перевозчиком в так называемый публичный договор об оказании услуг. Суть его, если не вдаваться в детали, проста: пассажир оплачивает поездку, а перевозчик обязуется доставить его к месту назначения в целости и сохранности.
Неисполнение этих обязательств, как и в любых других договорных отношениях, влечет ответственность. Пассажир за безбилетный проезд, известное дело, платит штраф. А вот перевозчик…
– Если автобус или троллейбус по технической причине вынужден сойти с линии, – поясняет заместитель начальника КГП «Алматыэлектротранс» Олег Иванов, – пассажиры могут продолжить поездку по приобретенным билетам на другом автобусе или троллейбусе того же маршрута.
Это Олег Викторович приводит положение пятого параграфа Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, которые действительно предусматривают единственный выход из щекотливого положения.
Ну а если ждать следующего автобуса совершенно некогда и толкаться потом в переполненном салоне не хочется, а обесточенные троллейбусы и вовсе могут стоять «на приколе» часами? В таком случае пассажиры обычно продолжают прерванный путь на транспорте других маршрутов, а то и вовсе на такси. На юридическом языке, как говорит Артык Сейткалиева, президент общества защиты прав потребителей «Адал», это называется отказаться от неоказанной или оказанной ненадлежащим образом услуги, формально расторгнуть тот самый публичный договор с вытекающими отсюда правами на компенсацию. Этими гарантиями обеспечивает уже Гражданский кодекс и Закон «О защите прав потребителей».
Вот только получить обратно свои 50 тенге оказывается проще у кондукторов в автобусах частных перевозчиков, если, конечно, они не совсем уж хамы и невежды. Другое дело с муниципалами.
Заместитель начальника «Алматыэлектротранса» вообще крайне неохотно говорит на тему компенсации. Объясняет, что пассажирское предприятие не виновато, если энергетики без предупреждения ограничивают подачу электроэнергии на маршрутных линиях, что водитель не имеет права совершать никаких финансовых операций с пассажирами, в том числе и возвращать деньги за билет, что валидаторы для транспортников – вещь неприкосновенная: выручку с них снимает обслуживающая организация, и только потом деньги попадают к автоперевозчикам. Все эти объяснения можно, конечно, принять во внимание, непонятно только, почему пассажиры должны расплачиваться за административные и технические просчеты.
Теоретически у пассажиров все же есть возможность вернуть деньги за неоконченную поездку и в муниципальном пассажирском предприятии, весь вопрос – какой ценой. Нужно обратиться с заявлением в его управление, и там, скорее всего не найдут оснований для отказа. Правда, чтобы выручить 50 тенге, придется потратить как минимум 100 на поездку в офис автопредприятия и обратно.
Получается, закон предоставляет права, но практически их реализация невозможна. И наверняка это та ситуация, которая требует вмешательства правозащитных органов, прежде всего городской инспекции Агентства по защите конкуренции – новой государственной структуры, обеспечивающей соблюдение законности в сфере потребительских прав.
Людмила МАКАРЕНКО
Фото Павла МИХЕЕВА
Сообщение отредактировал Maksimus1977: 28.02.2012, 15:20:25