В Краснодаре столкнулся еще с одной проблемой на ровном месте - это ОСАГО.
Офисы страховых компаний мутят воду. Перекупщики ломят две-три цены на оформление того же ОСАГО
Набрасал памятку как я решил проблему, для тех кто не хочет платит лишние. Может кому поможет.
Итак:
Рассмотрим, как себя вести при следующих незаконных действиях страховщиков.
1. Отказ в применении скидки за безаварийную езду
Коэффициент за безаварийную езду (коэффициент «бонус-малус», или КБМ) никто не отменял и не изменял. Максимальная скидка по КБМ - 50%. При прекращении предыдущего договора обязательного страхования вы можете взять у своего страховщика «Сведения о страховании». В них указывается ваш КБМ на текущий момент. Сведения эти предоставляются страховщиками в письменной форме, бесплатно. С данным документом вы можете прийти в любую другую страховую компанию, и там будут обязаны застраховать вас именно на основании предоставленного документа.
Не верьте россказням менеджеров про недействительность этих сведений, необходимость недельной проверки их в Российском союзе автостраховщиков (РСА), «зависание» базы данных и в прочую чушь. На вашей стороне закон! Согласно его требованиям страховщик обязан страховать вас на основании сведений, изложенных в вашем заявлении на страхование!
Более того, пункт 20 правил ОСАГО прямо указывает, что даже при выявлении несоответствия представленных страхователем сведений данным из базы РСА страховщик заключает договор ОСАГО на основании данных страхователя!
Страховщики обязаны выдать полис, а потом в течение 15 дней провести проверку достоверности предоставленных вами сведений. При выявлении ошибки должны потребовать доплатить или, наоборот, вернуть излишне уплаченную сумму. При выявлении ложных сведений страховщик вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО.
Если вы остаётесь в той же компании, то никакое обращение к базе РСА тем более не требуется: «При заключении договора обязательного страхования в целях расчёта страховой премии использует сведения о страховании… имеющиеся у страховщика». Если в прошлом вас страховали со скидкой и в ДТП вы не попадали - скидка пропасть никуда не может! Так что все кивания страховщика на базу данных РСА, которая выдаёт отсутствие скидки (КБМ=1,0), отметайте сразу и подальше! Без участия представителей страховщика в базе ничего пропасть и появиться не может! Напишите жалобу - сразу всё найдётся!
2. Страхование после осмотра авто по предварительной записи
«Застрахуем только после предварительного осмотра. Ближайшая свободная дата - через месяц!» - очередная ложь страховых компаний. Пункт 19 правил ОСАГО действительно даёт страховщику право осмотреть ТС страхователя, однако «право на осмотр автомобиля» не то же самое, что «право на отказ в страховании»!
В соответствии с пунктом 14 правил ОСАГО «страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с настоящими правилами».
В общем, будет желание взглянуть - приезжайте в оговорённое время, но застраховать обязаны сейчас! Причём без дополнительных условий и требований. Например, навязывания дополнительных видов страховок .
3. Навязывание страхования жизни и других дополнительных услуг
Навязывание страховщиком дополнительных полисов «в довесок» к ОСАГО является нарушением ст. 16 закона «О защите прав потребителей», а также других норм действующего законодательства. Однако после того, как 24 апреля в ходе Медиафорума на это беззаконие обратил внимание Владимир Путин, для противодействия страховщику лучше сразу ссылаться на прямую речь президента: «Что касается навязанных услуг, с этим надо бороться. Если нужно и можно усовершенствовать законодательство, сформулируйте предложения. Но надзирающие органы должны за этим внимательно следить. Прежде всего это Центральный банк России.
4. Отказ в страховании из-за отсутствия полисов
Думаю, что в ближайшее время рассосётся и ещё одна явно надуманная проблема: отсутствие полисов ОСАГО. Уверен, что о творящемся на страховом рынке беззаконии все наши надзорные и контрольные органы были прекрасно осведомлены. Но таковы реалии жизни: без окрика никто активности не проявляет. И вот уже по горячим следам пермское управление ФАС прекратило практику навязывания «Росгосстрахом» полисов «Фортуна «Авто», белгородское управление ФАС оштрафовало ООО «Росгосстрах» за навязывание договоров личного страхования при продаже полисов ОСАГО на 275 тыс. руб., УФАС по Татарстану оштрафовал «Росгосстрах» на 158 млн рублей (!) за навязывание дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО!
Не сомневаюсь, что теперь и Краснодарские надзирающие органы с нетерпением ждут ваших жалоб! Не упускайте предоставившейся возможности! Суды также практически всегда встают на защиту обманутых страхователей. Страховщики об этом знают. Поэтому имеет смысл написать досудебную претензию на имя директора филиала страховой компании с требованием добровольно вернуть излишне уплаченные деньги из-за неправильно применённого КБМ либо навязанных договоров страхования. А так же заключить договор ОСАГО. Как правило, страховщики не доводят такие дела до судов: всё равно проиграют. Так что смелее пишите!
Куда обращаться?
Подразделение Центробанка по контролю за деятельностью страховых компаний в Краснодаре отсутствует. Поэтому обращаться нужно в межрегиональное управление ЦентроБанка России по в Центральном федеральном округе по адресу: 109017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3, стр. 1. сайт смотрите сами.
То что было на практике:
Недавно я пришел продлить полис ОСАГО на новый срок в Краснодарский офис ИНГОССТРАХ.
Страховой агент сказал, что они примут документы, но рассмотрение будет продолжаться не менее двух недель, так как надо отправлять всякие запросы, глючат базы, плюс надо еще и машину пригнать чтоб ее сфотографировали. Заикались на счет страхования от несчастного случая. В итоге сказали “Если я не согласен, то могу идти искать другую страховую компанию”.
Внимание: Так как договор ОСАГО является публичным, ИНГОССТРАХ (как и другие везде далее...) не имеет права по собственному желанию отказать в выдаче полиса ОСАГО.
Также по Закону "О защите прав потребителей", навязанные услуги запрещены - ИНГОССТРАХ не имеет права оказывать одни услуги при условии заказа других услуг.
Я потребовал придерживаться Закона об ОСАГО и отказался от страхования от несчастного случая. Страховой агент отказался выдать полис ОСАГО, сказав, что есть инструкция ее руководства.
Я позвонил в РСА - российский союз автостраховщиков http://www.autoins.ru/ru/index.wbp, где мне ответили, что страховая компания не права, и предложили позвонить в надзорный орган - Центральный банк Российской Федерации. Оператор Банка России сказала, что страховая компания нарушила Закон, и что мне нужно подать жалобу в на сайте http://www.cbr.ru/IReception
Чтобы зафиксировать факт отказа страхового агента оформить ОСАГО, я заснял на видео страхового агента, попросив на камеру оформить договор ОСАГО, и страховой агент на камеру повторил свой отказ. Можно для полной убедительности еще вызвать полицию для дополнительной фиксации этого отказа (так посоветовали в РСА и в Центральном банке Российской Федерации). Далее, в присутствии полицейского уведомить страхового агента, что срок ОСАГО истек вчера. И Вы не собираетесь его продлевать в другой страховой компании. А в случае попадания в ДТП или штрафа за отсутствие полиса ОСАГО, Вы будете через суд взыскивать убытки со страхового агента, нарушившего Ваше право застраховать ОСАГО по публичному договору страхования именно в этой страховой компании.
Далее пишите письмо-претензию примерно следующего содержания:
Руководителю филиала ООО “ИНГОСТРАХ” в Краснодаре
от Иванов Иван Иванович
Предыдущий полис ОСАГО:
ВВВ 0000000000 от __ _______ 2014г.
Контактный тел.+7918ххххххх
____________________2014г.
П Р Е Т Е Н З И Я
________________ 2014 года я обратился в Ваш офис к сотруднику ______________________________чтобы заключить публичный договор страхования ОСАГО.
Я выразил акцепт Вашей публичной оферте и в соответствии со ст. 426 отказ Вашей организации заключить со мной этот договор не допускается.
Несмотря на это я получил отказ и предложение заключить этот договор при условии заключения другого договора — договора страхования жизни от несчастного случая.(или указываете другое)
«ООО «ИНГОСТРАХ» осуществляет деятельность по заключению договоров ОСАГО, строго руководствуясь законодательством Российской Федерации. Внутренние документы компании регламентирующие процесс продажи и заключения полисов ОСАГО не содержат и не могут содержать в соответствии с законодательством Российской Федерации рекомендаций для сотрудников о продаже полисов ОСАГО иных регламентов. Таких как оформление ОСАГО совместно с иными страховыми продуктами (или указываете другое)».
Несмотря на требования законодательства Российской Федерации , Ваш сотрудник категорически отказалась оформить полис ОСАГО, удостоверяющий факт и свидетельствующий о факте заключения публичного договора ОСАГО, ссылаясь на инструкции своего руководства, то есть, Вас, уважаемый руководитель (или другое).
Такое положение дел меня не устроило, и я решил тут же позвонить в РСА, где консультант мне сообщил, что ИНГОСТРАХ вводит меня в заблуждение, и предложил написать жалобу в Центральный банк Российской Федерации. Я незамедлительно связался со службой Банка России, консультант которой порекомендовал зафиксировать отказ Вашего работника и обратиться к ним в Банк России с жалобой на Вашу компанию для оформления штрафа за нарушение Российского законодательства.
Я средствами видеофиксации заснял мой акцепт — в котором я Вашему работнику выражаю желание и согласие на заключение договора ОСАГО, и последовавший четкий отказ работника _____________________________с указанием причины — инструкция руководства ООО «ИНГОСТРАХ»(или другое).
Я записал адрес свидетеля отказа в оформлении полиса, который находился в тот момент в помещении ИНГОСТРАХ и ожидал очереди следом за мной на заключение договора.
Кроме этого я сразу же вызвал полицию в Ваш офис, офицер полиции _______________________ осуществил опрос меня и Вашего работника ________________________________ он письменно подтвердила свой отказ заключить со мной договор ОСАГО. Все материалы из полиции у меня, всё готово для отправки жалобы в Службу Банка России по финансовым рынкам.
Так как полис ОСАГО не является договором, а является «свидетельством, удостоверяющим факт заключенного договора», сам договор ОСАГО уже считается заключенным между мной и Вашей компанией, не выполненным остается только оформление страхового полиса на основании этого заключенного договора, а также присутствует уклонение вашей компании от получения страховой премии от меня, которую я протянул Вашему работнику ___________________________________, но он ее получать отказался. При таких обстоятельствах я выполнил Закон об ОСАГО, и в случае попадания в ДТП, а также в случае понесения иных убытков (штраф за отсутствие страхового полиса, оплата штрафстоянки), я через суд потребую взыскания их в соответствии со ст. 426 ГК РФ «При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 ст. 445», в которой читаем: «Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с тредованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки».
Прошу Вас выписать мне полис ОСАГО на новый срок, также повысить класс Бонус-Малус на 1 пункт в связи с отсутствием за истекший год страховых случаев.
В случае отказа, прошу выдать отказ в письменном виде в двух экземплярах — для суда и для жалобы в Службу Банка России по финансовым рынкам. Я намерен через суд понудить Вас заключить со мной договор ОСАГО, при этом попрошу суд взыскать с Вас оплату услуг моего адвоката в размере 25000р.
С Уважением ____________________________________
Результат: Полис был получен