По словам председателя правления ФУР «Казына» Кайрата Келимбетова, «проверку на вшивость» прошли 74 компании-застройщика.
Получив вместо обещанного миллиарда долларов 400 миллионов, застройщики наверняка пребывают в ауте. Как поднадоевшей фаворитке, строительной отрасли непрозрачно намекнули, что теперь она должна переходить на самоокупаемость.
Остальные $600 миллионов пойдут на рефинансирование задолженности по инвестпроектам, по которым у банков второго уровня есть заинтересованность, и расширение существующих программ развития малого и среднего бизнеса для его активизации, соответственно в размере $200 миллионов и $400 миллионов.
Что же, правительство понять можно, ведь строительный крен нашей экономики едва не стоил ей дефолта. И теперь можно с уверенностью говорить о том, что строительный бум как начальный этап перехода развивающихся экономик на рыночную тропу в Казахстане завершился.
Список Шиндлера
Нашему правительству, действительно, не идет роль Санта-Клауса, раздающего рождественские подарки, или деда Мазая, бескорыстно спасающего зазевавшихся застройщиков.
Однозначно, гуманитарной помощи не будет. В составе фонда устойчивого развития «Казына» будет создана дочерняя организация, которая призвана скрупулезно анализировать списки компаний-застройщиков, предоставляемые акиматами и банками второго уровня. Обязательное условие финансирования – готовность банков второго уровня вкладывать свои средства в проект, а именно: 10% от всей его стоимости (читай: банковское лобби). И стабильность застройщика, характеризующаяся как субъективно-оценочными показателями, так и разделением рисков в размере 5%.
Сегодня, по словам председателя правления ФУР «Казына» Кайрата Келимбетова, «проверку на вшивость» прошли 74 компании-застройщика из 227 поданных заявок. Списки пока не утверждены, однако уже сейчас, ориентируясь на сорвавшиеся с уст главного представителя «гуманитарной миссии» персоналии, можно составить собирательный образ «застройщика-иждивенца» – солиден, респектабелен, имеет лобби.
Спасти рядового дольщика
Однако ни для кого не секрет, что большинство строительных компаний, которым рядовые астанчане вручили свои сбережения – бедовые ребята. Строили на свой страх и риск, вернее, рискуя средствами дольщиков.
И снова расчет правительства понятен. Если поделить 400 миллионов на 227 – выходит по 2 миллиона на нос, или того меньше. Да и репутация отдельных столичных компаний такова, что денег им дать – все равно что пустить их на ветер.
И в следующем, 2008, году вместо 3 миллиардов, на которые было «раскатали губу» застройщики, им достанется всего один.
Но как же быть с недавним обещанием премьера, что дольщики не пострадают, а деньги из стабилизационного фонда пойдут на защиту их интересов? Тогда никто не уточнял, что защита будет избирательной и зависящей от пресловутой «репутации застройщика».
Рыночно не можем, административно не хотим
Некоторые строили смелые планы. А глядишь: деньги раздадут дольщикам, они сами и решат, какую компанию поддержать.
Между тем даже строителям государственные щедроты выделяются под помноженный на банковский интерес процент. Схема такова: «Казына» вручает банкам государственное вспомоществование под 9%, те, в свою очередь, «на раздаче» учитывают собственную маржу.
И хотя Кайрат Келимбетов высказал мнение (обратите внимание, не рекомендацию, а уж тем более – не императив), что выдаваться кредиты будут по процентным ставкам докризисного первого полугодия, верится в это с трудом. Ведь в те добрые времена БВУ получали кредиты от международных банков под мизерные 2–3%, что не мешало им без стеснения заламывать процентные ставки.
Не будем повторять, что сегодня в Казахстане, а тем более в столице, нет более социально острого и жизненно важного вопроса, чем вопрос строительный. И потому вполне были оправданы ожидания, что правительство возьмет-таки на себя моральную ответственность и разрешит конфликт между субъектами рынка – казахстанцами, которые не могут покупать дорого, и застройщиками, которые не хотят продавать дешево.
Однако оно, как прилежный ученик экономической теории, давно заучило аксиому, что административными мерами вопросы рынка решать нельзя.
брал здесь http://one.com.kz/?p=113