на республике пишут что казком ща перепродадут газпромбанку, типа усатый с не казахской национальностью это педалит.
Скрытый текстМасимов продаст объединенный «Казком»-БТА россиянам?
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
23.07.2014
Газпромбанк может стать владельцем объединенного «Казкоммерцбанка» и БТА. О факте выхода на рынок Казахстана еще одного российского монстра стало известно на днях из статьи экономического обозревателя Дэна Стерлинга. Вкупе с нашей информацией о том, что переговоры о продаже ведут доверенные люди Масимова, ситуация складывается для республики опасная.
Закрытие сделки по покупке 93% акций «БТА Банка» «Казкоммерцбанком» и Кенесом Ракишевым не произвело большого фурора на рынке. Похоже, участники финансового сектора прекрасно понимают, что сложив два минуса, плюса не получишь. И поэтому не опасаются появления нового супербанка, который обойдет все остальные не только размерами, но и конкурентоспособностью, эффективностью и доходностью.
А тут еще серия негативных информационных поводов, как будто назло сформировавшаяся за последние дни. В пятницу, 18 июля, Казахстанская фондовая биржа приостановила торги простыми акциями KZ1C00400016 «Казкоммерцбанка» в связи со снижением их цены на 77,05%. Судя по обстоятельствам происшествия, кто-то хорошо знающий технологию работы KASE то ли пошутил над эмитентом, то ли решил создать ему рукотворную проблему.
Дело в том, что днем ранее, 17 июля 2014 года, последняя сделка с простыми акциями «Казкоммерцбанка» была исполнена по цене 1450 тенге за бумагу. И это при том, что с середины июня по середину июля текущего года они торговались в диапазоне от 185 до 320 тенге. Судя по заявлению биржи, такой скачок цены нельзя объяснить ни технической ошибкой трейдера, ни техническим сбоем в работе торговой системы KASE. Более того, сама сделка минимальна по своему объему — 1 (одна) акция.
Однако благодаря ей на следующий биржевой день 18 июля торговая система зафиксировала снижение цены на 77,05% и приостановила торги простыми акциями KZ1C00400016 «Казкоммерцбанка». Причем в полном соответствии с нормативными документами, поскольку, согласно «Правилам биржевой торговли ценными бумагами», торги акциями какого-либо наименования, находящимися в официальном списке KASE первой категории, приостанавливаются в случае снижения цены акций на 30 и более процентов относительно цены последней исполненной сделки, которая была заключена в ходе предшествующей результативной торговой сессии.
Чуть ранее, 15 июля, интернет-ресурс «Matritca.kz» опубликовал статью экономического обозревателя Дэна Стерлинга «Газпромбанк может съесть экономику Казахстана?!». Если коротко, то суть этой публикации заключается в месседже: «Спасайтесь, кто может, Газпромбанк и другие российские банки идут в Казахстан!». При этом автор предлагает два варианта подобного пришествия: Газпромбанк купит «Казкоммерцбанк» и «БТА Банк» в придачу или Газпромбанк купит «Темирбанк».
Позволим себе несколько цитат из этого первоисточника, позволяющих понять логику Дэна Стерлинга:
«О том, что Газпромбанк, третий по величине институт России, но первый по значимости и влиянию на Кремль и политические процессы, собирается выйти на рынок Казахстана, доподлинно известно многим».
«Для нефундаментальных банков, так скажем карманных и без амбиций, рынок есть, тем более, что главной задачей для них является обслуживание интересов групп которые их создали. У Газпромбанка явно другая задача.
Уверенность в этом все сильнее, чем больше заправок Газпромнефть в Казахстане появляется, да и чем больше закрывается свободных пространств российскими компаниями. Имея безграничный финансовый ресурс, скупаются все свободные активы. Бесспорно, уровень обслуживания и качество сервиса, возможно, даже качество бензина, на российских заправках выше, но это российские заправки и очереди на них, как за хлебом в голодный год».
«И так, барабанная дробь, Газпромбанк может стать владельцем объединенного Казкоммерцбанка и БТА. Кажется невероятным. Как так, огромный, системообразующий банк, только что начавший процедуру слияния, имеющий сеть всего и вся и учредителей, что волосы дыбом встают и вдруг продан.
Именно поэтому многим этот вариант кажется таким нереальным. Но давайте вспомним, кто стал совладельцами бизнеса. Вспомним о токсичных активах Казкома, о скандалах с отчетностью, что вспыхивают и гасятся, о постоянном падении эффективности, об отрицательных показателях и непрозрачности. Об отсутствии ликвидности и увеличения проблем при объединении активов».
«Для Газпромбанка списанный с доходов миллиард, это как чихнуть, они не жадные, они государственные. За то, при покупке объединенного ККБ и БТА, россияне получили бы такой пул залогов, что развиваться при нем и расти смогли бы десятилетиями. Одни заложенные земли чего стоят. Заводы, фабрики. Все продали бы своим за сходную цену, выполнив, таким образом, как политическую, так и экономическую цель».
Согласитесь, некая кондовая правда во всей этой логике есть, но только при одном условии — покупку «Казкоммерцбанка» с «БТА Банком» в придачу поддержит и пролоббирует премьер-министр РК Карим Масимов. Эта сделка становится еще более вероятной, если он будет действовать на пару со средним зятем елбасы Тимуром Кулибаевым.
И дело не только в политическом весе и влиянии главы правительства и главы Национальной палаты предпринимателей РК, но и в том, что первый через Айгуль Нуриеву уже является, а второй через Кенеса Ракишева скоро станет КУБами «Казкоммерцбанка».
Если учесть, что именно премьер-министр РК в качестве председателя совета директоров ФНБ «Самрук-Казына» де-факто определяет судьбу госпакета акций «Казкоммерцбанка» и решает, как голосовать представителю госфонда на акционерных собраниях, это означает что судьба данного финансового института, сильно зависит от Карима Масимова.
Подтверждением возможности такого развития событий стало вчерашнее объявление акционерам. Цитируем: «Акционерное общество «Казкоммерцбанк» (далее — «Банк»), объявляет своим акционерам, что в соответствии с Опционным соглашением в отношении АО «Казкоммерцбанк» от 15 января 2009 года, заключенным между АО «Самрук-Казына», АО «Центрально-Азиатская инвестиционная компания», Субханбердиным Н.С., АО Alnair Capital Holding и Банком (далее — «Опционное соглашение»), Банк намерен реализовать свое право на приобретение части простых акций Банка, принадлежащих АО «Самрук-Казына», и выкупить у АО «Самрук-Казына» часть простых акций Банка на условиях Опционного соглашения в соответствии с законодательством Республики Казахстан».
И хотя далее «Казкоммерцбанк» предложил прочим акционерам, держателям простых акций, принять участие в этом выкупе, они вряд ли поддадутся на искушение. Хотя бы потому, что рыночная цена простых акций ККБ сегодня порядка 300—320 тенге, тогда как цена выкупа обозначена в размере 475,3667 тенге за одну акцию, то есть с премией около 50%.
Однако в итоге этой спецоперации 79198025 акций «Казкоммерцбанка» перейдут от государства в собственность нынешних акционеров банка, и поскольку они будут равномерно распределены между ними, то они помогут Нуржану Субханбердину и Нине Жусуповой сохранить операционный контроль над финансовым институтом и после присоединения к «Казкоммерцбанку» «БТА Банка» даже усилить его.
В этих условиях Карим Масимов, так и не решивший задачу оттеснения «казкомовцев» от управления «Казкоммерцбанком» и получения акционерного контроля, вполне может уговорить Нурсултана Назарбаева продать «Казкоммерцбанк» россиянам, тому же Газпромбанку.
Причем это можно будет сделать под весьма благовидным предлогом — поскольку и «БТА Банк», и «Казкоммерцбанк» перегружены государственными деньгами, предоставленными им в разное время и под разными предлогами, наступила пора возвращения госпомощи. А раз Субханбердин и Жусупова не могут это обеспечить сами, пусть продаются российским инвесторам и за счет этих денег рассчитываются с казахстанским государством.
Выгоды для россиян тут тоже вполне понятные. Причем действуют они тем же методом, что и китайцы, которые купив в свое время часть акций южноафриканского «Стандарт банка», сумели получить на блюдечке не только Южную, но и всю остальную Африку южнее экватора. Напомним эту историю.
В начале 2008 года «Промышленно-коммерческий банк Китая» (ICBC) и «Стандарт Банк» Южно-Африканской Республики подписали соглашение о стратегических инвестициях и сотрудничестве, согласно которому «Промышленно-коммерческий банк Китая» купил 20% акций южноафриканского банка и стал его крупнейшим моноакционером. На сегодняшний день это крупнейшая единоразовое вложение Китая в Африку; в истории Африки это также самая крупная единоразовая инвестиция иностранного государства.
В 2010 году главный исполнительный директор «Стандарт Банк (ЮАР)» Джеко Мари, оценивая это сотрудничество, сказал: «Выгода, полученная "Стандарт Банком" в результате данного взаимодействия, прежде всего заключается в возможности сосредоточить капиталы». Для «Промышленно-коммерческого банка Китая» польза тоже была очевидна — он ежегодно получает прямую прибыль от сотрудничества с южноафриканским банком в размере более 2 млрд юаней, причем более 1 млрд юаней в качестве наличного бонуса.
А в связи с тем что в Африке работает более тысячи филиалов «Стандарт Банка», можно смело заявить о том, что сотрудничество со «Стандарт Банком» в некоторой степени помогло «Промышленно-коммерческому банку Китая» успешно выйти на основные африканские рынки и занять преимущественное положение в процессе конкуренции с европейскими и американскими банками, которые уже много лет борются за «место под солнцем» на этом континенте.
Так, в конце 2009 года китайский и южноафриканский банки выиграли тендер на строительство ТЭС в Ботсване, и теперь сотрудничают в Африке по более чем 60 проектам. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон в интервью СМИ сказала по этому поводу, что Китай распространяет на континенте «новый колониализм». Есть также точка зрения, что Пекин бесцеремонно захватывает богатые ресурсы Африки. Параллели с Казахстаном сами собой напрашиваются, не правда ли?
В завершение позволим себе еще несколько многозначительных цитат из публикации Дэна Стерлинга:
«Хочется сказать, что при всех возможностях, вход иностранных банков на территорию Казахстана — это национальная катастрофа. Финансовый сектор в стране и так на гране смерти, а присутствие на нем ни чем не отягощенных, да еще и до неприличия богатых монстров только ухудшает ситуацию.
Агрессивная политика российских банков на территории Казахстана будет только усиливаться. Рынок узкий. Работающих отраслей мало. Любое выгодное предложение меняет расстановку сил, а Газпром обязательно сделает выгодное предложение отечественному бизнесу, а наши институты развития еще и поддержат.
При этом, не стоит забывать, что после мягкого проникновения, может начаться процесс жесткого слияния. Четыре крупных российских игрока, это уже сила. Сбер, ВТБ, Газпром и Альфа, чем не сила? Зайди сюда еще парочка, усилься Альфа, что, кстати, наблюдается, и казахстанским банкирам можно снимать свои дырявые носки и вешать на забор, а самим возвращаться домой, в деревню».
вряд ли. Была возможность купить БТА у Сбера почти даром и то не взяли. А теперь объединенный и не менее проблемный банк покупать?? ради чего? Банкиры деньги считать умеют.
"Съесть" экономику Казахстана? глупо как-то... Зачем? оне вон Украиной подавились, денег в стране нет, уже и у пенсионеров последнее забрали. Если сейчас сунутся в Казахстан со своими "зелеными человечками", то просто рискуют в ахтунг еще хуже попасть.
Нет, думаю что "есть" Казахстан они будут другими методами. Через стареющего НАНа и его потомков/преемников. Через ЕврАзЭС. Понемногу и полегоньку. Кусочек за кусочками. Всякими лакомыми кусками, вроде нефти, газа, урана и металлов. А барахло вроде Казкома им как чемодан без ручки и выбросить жалко и тащить неудобно.