По правде говоря, большинство вещей можно описать в простых и понятных словах, с яркими очевидными примерами, которые будут понятны даже ребёнку, не нагруженному специальными знаниями. Если это конечно не квантовая физика. Хотя кто-то из великих сказал, что если профессор физики не может объяснить ребенку, над какой проблемой он работает последние десять лет – то он зря ест свой хлеб. Но оставим это утверждение на совести великого, а сами перейдём к делам бренным и насущным. Давайте поговорим о деньгах, и их курсах, простыми, если не сказать примитивными примерами, без устоявшихся выражений и терминов. Хотя конечно с ними куда как красивее – скажешь, к примеру, словосочетание гидравлический напор в системе водоснабжения – и даже сам чувствуешь себя умным. Но можно сказать – высота на которую поднимется вода по трубам в доме – и вроде то же самое, но и не солидно как то.
Итак, деньги. Первое что надо сказать о деньгах – на данный момент это условность. Раньше это были монеты, из редких металлов, ещё раньше – просто редкие предметы, но сейчас это просто цифры на бумажках. Почему, как, и когда это случилось – отдельный разговор. Сейчас мы просто должны это принять. Почему они что-то стоят? Обычно в статьях на эту тему вам встретится куча терминов, самый понятный из которых «валовый продукт». Давайте я попробую всё это рассказать на весьма убогом примере. Только сразу оговорюсь – я нарочно упрощаю ситуацию, это как если бы я показывал устройство солнечной системы на примере бильярдных шаров на столе. Очевидно, что тут же налетят толпы экспертов, которые будут вполне обоснованно утверждать что шары не отображают реальную картину, что они не тех пропорций, что солнце должно быть больше, что стол должен быть не зелёным, что я не учёл что сама система движется, что я забыл кучу гравитационных сил и векторов – и все они, даже в самых идиотских претензиях будут правы. Но давайте сразу определимся – нам важно ухватить суть, и сделать правильные выводы. А для этого у нас должен быть пример достаточной условности.
Итак, попробуем представить мир в виде кучи в разной степени изолированных друг от друга деревень. И в каждой из этих деревень своя валюта, которая, как и в реальном мире, ничего не стоит. Как же так получается, что она всё таки что-то да стоит.
Тут в дело вступает следующая ситуация – пока вы живёте в деревне, всё что вам нужно для жизни вы покупаете за валюту этой деревни. При этом эта валюта конечна. Она не падает с неба, её выдают строго дозированно. Кто бы ни стоял у печатного станка, он следит, что бы денег не было слишком много, но и не было слишком мало, и тогда всё прекрасно работает. Сложность однако, в том, что наша деревня не одна. И вот вы, ну потому что у меня денег таких нет, вся надежда только на вас, решили купить мерседес. А эта машина, как вы знаете, делается только в соседней деревне. И вот тут то и начинается курс валют.
Итак вы хотите купить мерседес, фуагра и немного хамона в соседней деревне. Но вам придётся для этого сначала купить и валюту соседей – там наша не прокатывает. При этом, если соседи у нас ничего не покупают, или покупают мало или по дешёвке – наша валюта будет обмениваться на валюту соседей за дорого.
Как видите пока всё просто. Поэтому выгодно сосредотачивать в стране сильное производство – чем больше у вас товаров, хороших и разных, тем крепче ваша валюта. Поэтому основная тенденция современного мира – экономические союзы. Разумеется, Китаю или Индии, с их гигантским удельным весом в населении земли, это не так критично, но для стран СНГ, например это очень, крайне, неописуемо выгодно. С точки зрения чисто экономики. Но экономики чистой не бывает. Об этом позже.
Собственно это разнообразие товаров и есть тот пресловутый «валовый продукт». Именно поэтому европейские страны и объединились – иначе противостоять таким экономическим гигантам как Китай и Америка было просто не возможно. Их объединение носило скорее вынужденный характер.
Однако это не отменяет того факта что это всего лишь обмен одних бумажек с цифрами, на другие, тоже с цифрами но с другим рисунком.
И тут уже должно быть ясно, почему, самой силой вещей, подобная валюта не может удерживаться на одном уровне. Поскольку она не к чему не привязана – то есть вы не можете в случае чего пойти и обменять рубль на оговорённого размера буханку хлеба, не говоря уже о золоте или других изысках – то эти цифры будут постоянно падать в цене.
Отдельно надо сказать о долларе – доллар оказался валютой, в которой ведётся торговля между странами.
Ну например если вы, неожиданно для себя, саудовский шейх, то после продажи недельной квоты на добычу нефти с вашей земли, вы хотите купить на следующую неделю :
– носки и туфли в италии
– костюм и запонки в англии
– машину и очки в испании
– яхту и плавки во Франции
– Часы и шоколадку в швейцарии
– Ну и гарем у вас поизносился за этот сезон, имеет смысл прикупить 3-4 штуки свежих экземпляров по всему свету.
Раз уж даже я начал что-то подозревать, то и Вам, я думаю, понятно что Вы не будете продавать по чуть чуть нефти в каждую страну. Вы продадите всё за одну валюту, в которой удобнее всего расплатиться в большинстве стран. Начиная со второй мировой войны такая валюта – американский доллар. Надо сказать честно – он удерживается на этом месте во многом благодаря скорее традиции, и целенаправленной политики заинтересованной группы лиц, нежели необходимости. Но это его положение делает его уникальным. За эти, без малого сто лет, он подешевел всего раз в десять, не больше.
Основной вывод у выше сказанного – у любой валюты, фунт стерлингов это, или даже сам доллар, не важно – нет экономического дна падения, есть только политическое.
Ещё раз, у рубля нет экономического дна падения, есть только политическое.
Хорошая экономика может заставить валюту страны даже дорожать, но не на долго. В долгосрочной перспективе все валюты обесцениваются, но медленнее всех те, в которых ведутся расчёты между странами.
Именно поэтому приглашённые эксперты каналов постоянно жуют какую-то не внятную муть о курсе валют, постоянно съезжая на разные темы. В случае политики, повлиять на курс может что угодно, поскольку количество достаточно влиятельных для этого людей, довольно большое. Для того что бы сделать сколько ни будь объективный прогноз, надо обладать мощностями разведки и аналитики уровня Массада. Для нормального прогноза надо знать где кто и когда развяжет войну, или убьёт правителя, или устроит переворот, или продаст себя или свою страну, или ещё тысяча вариантов – и опираясь на горы собранных данных смоделировать развитие событий. Ну и там уже может найтись строчка про возможный курс рубля, в свете этих событий.
Однако по факту, все эти курсы очень предсказуемы – покупательная способность денег постоянно падает. Но некоторые валюты падают в цене медленнее других, и поэтому со стороны кажется, что они дорожают.
В конце, разумеется, нужно объективная аналитическая мысль, и есть одна такая, на которую я натыкаюсь почти в каждой статье про деньги (ну обычно там употребляется умное слово «экономическая»), которая позиционирует себя аналитической.
Деньги надо вкладывать в недвижимость!
Прекрасно, отлично, спасибо тебе эксперт – кричу я в монитор и сру радугой – а то я вот как раз не знал, что делать с этой сумкой, набитой деньгами, все ноги об неё отбил.
Подобный очевидный совет не так уж идиотичен сам по себе, но что делать если вы можете откладывать не больше 500 баксов в месяц, и квартира – а если у вас дети то нужна двухкомнатная – светит вам не раньше чем через 15-20 лет.
Правда неизвестно что тогда будет с долларом, в котором вы, разумеется, копите эти деньги.
Ну что же, давайте подумаем что делать, без умных слов, но с приложением всех умных способов. Вообще, этот совет в принципе правильнее бы звучал так: вам нужны активы.
Но для этого, нам надо разобраться, что же такое – актив. Поговорим об этом в следующий раз.