Теперь продолжим про учительско-преподавательский состав.
Давайте задумаемся, а какова мотивация абитуриента педагогического ВУЗа? Учить? Нести разумное-вечное? Отдавать себя без остатка детям или студентам? Видеть всходы зёрен, упавших на ниву просвещения? Увы, такой мотивации вы не встретите практически нигде. В отличие от профессии медика, профессия педагога не таит в себе ореола романтики. Кроме того, абитуриент, проведя 10-11 лет в школе, которая ему за этот срок порядком поднадоела, не хочет в неё возвращаться, пусть даже в качестве преподавателя-учителя. Школа здесь имеется ввиду не какая-то конкретная, а как общественный институт. Пора признать, что в педагогические ВУЗы поступают те, кому в более престижные не поступить (не хватает знаний, денег и т.п.). Кроме того, педагогические ВУЗы имеются практически в каждом городе, следовательно, не надо ехать в другой город. Вот и идут туда по большей степени маргиналы.
Как правило, требования к студентам в таких ВУЗах крайне либеральные. Количество факультетов множится как на дрожжах. Международные отношения, мировая экономика, юридические факультеты. Вот теперь сами подумайте: чему могут научить на факультете ?Международные отношения? в каком-нибудь заштатном АГУ? Отсюда давайте попробуем классифицировать абитуриента.
1. Человек, которому всё равно где учиться, лишь бы в армию не попасть (варианты: вырваться из дома, уехать из аула в город). Как правило, учатся такие студенты отвратительно. Сессии покупают. После окончания по специальности не работают.
2. Человеки с неясной мотивацией, которые считают, что после ЖенПи юрфака он сможет стать юристом. Быстро разочаровываются. По специальности не работают никогда.
3. Некатегорированный сброд. Мотивации к поступлению нет никакой. Пьют пеффко. Сессии покупают. По специальности не работают. Составляют процентов 80-90.
4. Идеалисты. Данная категория практически извелась. Такие, как правило, если не пообломаются, то действительно идут работать в школы.
Теперь рассмотрим, кто сейчас преподаёт в школах. Как правило это преподаватели, получившие свою профессию ещё при СССР. Соответственно, их возраст как минимум 40-45 (да и то редко) лет. Примерно 30% (цифра базируется исключительно на субъективных наблюдениях) из них ? достаточно толковые и грамотные работники. Детей любят, что такое ответственность перед обществом понимают, к ремеслу относятся с самоотдачей. Иногда из числа этой группы на всю школу найдётся один (уже счастье) Учитель. Отличный методист, прекрасный педагог. Ученики неоднократно побеждали в олимпиадах. В случае классного руководства реально руководит и интересуется своими подопечными. Когда не хватает деньжат ? занимается подготовкой к поступлению в ВУЗ. Встречаются особи, которые работают из любви к профессии, живут не на зарплату. Обычно замужем за обеспеченными людьми.
Большинство же (процентов 70) ? это просто люмпен-интеллигенция. Учителя второй и третьей категории, присвоенной за выслугу лет. Осатаневшие от нищеты и чмошного социального статуса. На детей орут, не брезгуют и матерщиной. Никогда их ученики в олимпиадах не участвовали, в МГУ экзамены не сдавали. К своей профессии относятся как к кресту, служат от безысходности. Не прочитали за последние лет 10-15 ни одной книжки из серии ?занимательная геометрия? и т.п. Но на досуге, принимая у себя дома своих коллег, таких же побитых жизнью престарелых посредственностей, любят порассуждать о роли школы в обществе и о том, что государство им по жизни должно. На робкие просьбы на родительских собраниях позаниматься дополнительно (даже за отдельную плату), отвечают резкими отказами с мотивировкой ?мне некогда?.
В большинстве случаев директора школ являются выходцами из последнего сословия (хотя бывают и приятные исключения, светлые головы). Потихоньку растаскивают ?основные фонды?, устраивают поборы с учеников, занимаются очковтирательством, кумовством, держимордством. Во время выборов агитируют за Агатаеву и прочий аттан. Зачем их жалеть? Они ? сами во всём виноваты. Это они выучили толпу полудурков, которые сейчас и заставляют их почувствовать все прелести ошибок учителя.
Есть мнение, что хороший учитель всегда себе кусок хлеба заработает, причём с маслом и колбасой. В бытность мою школьником ходил на репетиторство к В.И.Кему. Я ему страшно благодарен, он меня реально многим вещам научил. Дык ведь мужик то по вечерам не бил себя в грудь кулаком, мол, интеллигент. Он занимался с учениками. Ему за это платили. Нормальные достойные деньги. Ну зачем такого жалеть? Таких уважать надо. А лузеров жалеть не надо. Ну разве что чисто по-христиански.
В высшей школе ? там вообще дупа полная. Предыдущий оратор Ситх очень подробно описал состояние дел. Большинство преподов ?обычные посредственности. Читают до сих пор кобол и фортран. И наплевать, что сейчас только им подобные программируют на этих языках. Это люди, которые в течении 35 лет дают одни и те же задачи на курсовые (реально случай был, пацан по теории надёжности вытянул вариант, который 25 лет назад вытянула его матушка). За такое надо? Впрочем, это опять из разряда ЧТО ДЕЛАТЬ.
Высшее образование, которое сейчас можно получить в наших ВУЗах не отвечает никаким требованиям времени. Учать чёрт те знает как и чёрт те знает что. Уровень затеоретизированности ? аховый, практических навыков ? нет. Всё знают, но ничего не умеют. Ну зачем инженеру знать доказательство леммы Жордана, когда они не умеют её применять? На кой чёрт помнить доказательство теоремы коши-пикара инженеру-программисту? Это всё наследие волюнтаристской системы образования, которую наши умники от образования называют Немецкой. Твёрдый, негибкий набор предметов и ни шагу вправо-влево. При такой системе ещё есть возможность выжить убогим преподам таких убогих и ненужных предметов как валеология (не нужна она инженеру), философия (ну не нужна она). Если бы каждый ученик формировал сам тот список предметов, который он считает нужным ? вот тогда этим прихлебателям от науки придётся поискать другую работу. Сейчас чего-то можно добиться только на стыке двух наук: биология-физика, химия-математика, электроника-биология. Фундаментальные дисциплины себя изживают в смысле отсутствия применения на практике.
Сильна тяга преподов обожествлять тот маленький участок фронта, на котором они работают. Например, в одном питерском вузе (ЛИАП) есть выпускающая кафедра турбинных лопаток. Целая наука, панимаиш! Ну не жалко мне профессора в рваных носках, который читал мне финансовый менеджмент. По совковым учебникам. Ни одного бизнес-кейса не рассмотрел. Две формулы за семестр. Урод. Потом самому приходилось навёрстывать то, чему меня должны были учить в учебное время. Сравнивал свои лекции с тем материалом, который дают в америкотовских вузах ? небо и земля. Вы мне объясните, какое право преподавать на факультете технической кибернетики имеет дятел, который не умеет пользоваться Word? За свои 65 лет ниасилил. Я как-то на вой своей профессуры о ничтожности зарплат предложил им вариант готовить абитуру к поступлению. Дык чуть глаза мне не повыклёвывали. Мы в СССР по 600 рублей получали, на Волге ездили и домработницу содержали, а сейчас работать? Нам, старикам? Уроды. Да, они получали примерно по 250 долларов, но ведь это за две лекции и два семинара в НЕДЕЛЮ. Вам ещё жалко этих дупелей?
Были другие. Поняв в свои 55 лет (кто-то в 35), что халява ушла в прошлое освоили смежные отрасли и стали зарабатывать головой. Кто свой бизнес создал, кто просто по мелочи крутился. Преподавали в виде хобби, причём так, что на их лекции из других институтов приходили. За зарплатой по полгода не приходили. Катались на мерсах и бехах. (Как остальные нищеброды с кафедры им завидовали! Лентяи. А самим было лень лабораторную работу провести ? аспирантов напрягали. Потом и лекции на них повесили.) Зачем таких жалеть? Они сами кого хочешь пожалеют.
Добавлю, всё вышесказанное ИМХО. Моё личное видение.