Малая кругосветка была задумана еще года два назад. Так как ни разу не бывали на соленой части Балхаша. Да и на Алаколе только проездом. Но из-за того, что летние месяцы необъяснимо вдвое короче весенне-осенних и втрое-четверо – зимних, все время не успевала состояться. А тут на крышу нашего X-Traila был наконец-то домыслен, доварен и покрашен багажник, который в идеале должен быть универсальным – перевозить до пяти велосипедов или разную другую поклажу. В общем, нужно было ехать и испытывать. Поэтому решили – едем. По причине неравномерности летнего времени больше с нами никто не собрался. Кто-то женил детей, кто-то мостил двор или занимался другим строительством. Поэтому поехали только своим семейством.
Напуганные обилием комаров на Балхаше, купили шатер с москитной сеткой. В качестве защиты от кровососов особо не пригодился. Как-то не кусались в этот раз. В последний вечер совсем расслабился – сидел голышом в сумерках на берегу озера. Был, конечно, несколько раз укушен. Но меня в городе во дворе дома покусали бы больше. А вот в качестве защиты от солнца и вообще передвижной летней кухни – очень сильно рекомендуется. Пока ездил за шатром, взгляд упал на Интексовскую двухместную резиновую лодку, купил и ее тоже. Денег стоила совсем не больших, а «много-много радости детишкам принесла»… Испытывать багажник, так испытывать – грузить на него весь скарб. Ограничений по объему больше нет. Кстати очень удобно, когда весь оперативный груз занимает только половину багажника. А все, что понадобится для развертывания лагеря – лежит наверху и не путается под ногами.
Что еще? Заглянул под капот, с умным видом измерил уровень масла, попинал по колесам, вернул на старое место видеорегистратор. Что еще надо 15-летней праворукой япономарке? Жена в это время купила 2 мешка еды, из которой половину привезли потом назад. А! Шашлык еще замариновал. Что бы в первый вечер было чем заняться. Загрузили с детьми с вечера машину, намереваясь воскресным утром «как проснемся» выехать. Какое-то время выезда не обговаривалось. Решили, что раз мы в отпуске и отдыхаем, то никуда не торопимся, плывем по течению.
1 день. Шесть часов утра – солнце в окно. А, ладно, посплю еще. В 7 спать уже не хочется, выхожу во двор. Постепенно проснулись-умылись все домашние, загрузили остатки еды/вещей и в восемь утра выехали. У нас появляется новая походная традиция – завтракать уже в дороге. И выехать можно быстрее и часть дороги проходит за едой – переключается внимание на что-то другое. Воскресное утро, плюс новый капчагайский автобан и через 40 минут мы уже в Капчике. Доливаем бак до полного. Но, в общем-то, можно было этого не делать. По трассе до Талдыка с бензином проблем нет.
На выезде из Капчагая тормозят на посту ДП. Оказывается, после остановки на заправке забыл включить фары. Семен Семеныч! Инспектор отправляет меня в будку к старшему. В очереди на прием стоит 3 человека. Дожидаюсь, вхожу. Там хорошо, дует кондиционер, тихо и прохладно. Ну, он меня пожурил, что ай-яй-яй, нарушать не хорошо. Я согласился. Протокол он заполнять не спешил. Я тоже. Поговорили о том о сем. На вопрос: «Что скажешь?» предложил обойтись предупреждением, так как нарушение не серьезное, вину свою признал, раскаялся и все такое. Еще пару минут поговорили за жизнь, посмотрели мою кредитную историю через их компьютер. Приятно удивило, что из всей истории у них фигурирует только выдача прав в далеком 2005-ом году. В общем, каюсь, поддержал я отечественную коррупцию в размере 1тыс.тг. Средств, выделяемых на борьбу с нею из госбюджета, явно не достаточно. К слову, это был единственный штраф за поездку.
В машине меня заждались. Мелкий уже вовсю сидел за рулем. Быстро прогоняю его назад, пока рядом стоящие инспектора не инкриминировали мне еще передачу руля лицу, не имеющему права управления. Дорога до Талдыкургана – просто песня. Я поездил по Казахстану не мало. И прямо скажем, не балует нас отчизна хорошими дорогами. Если считать от Алма-Аты, основных-то по сути всего три – юг и далее на запад через Чимкент на Актюбинск. Ее, благодаря нашему богатому и щедрому (а может хитрожопому) соседу уже скоро совсем доделают. Центр – на Караганду и далее Питер – можно было бы даже сказать неплохо, если бы не вечно убитый участок в 200км за Куртами и вечный ремонт околоастанинской трассы. И восток – на Семипалатинск-Устькаман –это просто ужас какой-то, а не республиканская дорога. В общем, дорога заслуживает того, что бы ей наслаждаться и любоваться окрестными пейзажами. Хребет Малайсары старший узнает сам по характерной окраске и пройденному в школе материалу. Рассказываю, что перевал Архарлы – по сути переход с одной геологической плиты на другую. По дороге видим, как из ничего формируются кучевые облака. Вернее, не совсем из ничего. Видно, как из земли поднимается типа струи пара и на высоте формирует облако. При чем, за час наблюдений оно ощутимо выросло в размере и его ветром отгоняет на восток. Рассказываю про альтернативную теорию образования облаков и вообще воды на земле. Не ту, которую мы учим в школе про круговорот воды в природе. А может это материализация эфира. А может Перун, Зефир, Тенгри или кто-то другой из Богов старается… Пусть сами наблюдают и делают выводы.
Останавливаемся на перевале. Как тут хорошо! Наконец-то нет жары, ветер пахнет пряной травой. Не так много машин и временами даже тихо. После короткой остановки путь до Талдыка проходит почти незаметно. Решаем как ехать. По объездной мы уже его объезжали. Давай через центр? Посмотрим город, может увидим интересное место, где поесть. Но каким-то образом все равно оказываемся на объездной. Почти на выезде из города заправляемся до полного и спрашиваем, где лучше пообедать. Нам рекомендуют кафе (не помню -Малика?) метров через 500 на другой стороне. Не спеша обедаем. Дети находят в 100м позади кафе хорошую теплую и чистую речку. Присоединяемся к ним. В такую жару искупаться – вот чего не хватало для продолжения поездки.