...
Фонд оплаты труда - одна из самых ёмких затрат. Специалисты, занятые на проходке, как правило достаточно неплохо получают. Здесь требуются особые знания, работа в стесненных условиях, в условиях слабого освещения и пр. По Петербургу называют з/п в районе 60-100 тысяч рублей (в зависимости от участка, конкретных этапов работ и т.д.).
...
Стоимость материалов - по моему наблюдению это самая дорогая часть расходов. Различного сортамента строительных материалов требуется настолько огромное количество, что если бы разом всё сложить на одной площадке, то она была бы размером, пожалуй, в половину спального района.
...
Не вижу смысла перечислять все объемы, но давайте обратим внимание на стоимость одного кольца тюбингов. Возьмем те, из которых собирают перегонный однопутный тоннель с наружным диаметром 5,5 метров. Одно такое кольцо, как правило, состоит из десяти элементов - тюбингов.
фото - https://avatars.mds....f180/scale_2400
Не останавливаясь на сортаменте (а тюбинг тюбингу рознь!), отмечу, что средняя стоимость одного тюбинга для перегонного тоннеля составляла в районе 20'000 рублей, и это цена, которая была в момент моей работы в тоннелестроительной компании 8 лет назад. Сейчас, разумеется, эти "детальки" стоят еще дороже. Умножаем на 10 - вот уже 200'000 рублей (а сейчас наверное уже все 300 тыс.) и один метр тоннеля у нас в виде деталек лежит на площадке. Но это только тюбинги! А их еще нужно скрепить болтами -
...
Как мы можем заметить, в таком виде это еще не тоннель, а только детали для его оболочки. А ведь её нужно еще как-то доставить, спустить под землю, довезти до места укладки и непосредственно смонтировать. Вот тут самое интересное и начинается...
Работа машин и механизмов. Метро на то и уникальный объект, что требует в большинстве случаев применения нестандартного специализированного оборудования.
...
Так что за техника? Это многочисленные лебёдки, тюбинго- и блокоукладчики, комбайны, породопогрузочные машины, узкоколейный железнодорожный или специализированный рудничный автомобильный транспорт. На поверхности работают автокраны, погрузчики. В конце-то концов - тоннелепроходческие комплексы!
...
Щиты, особенно импортные, сами по себе недешёвые - десятиметровые (в диаметре) большие комплексы, которые строились на заводе Herrenknecht в Германии по спецзаказу для строительства петербургского метро, стоили в районе 20 млн. евро. Обслуживание таких машин и расходные материалы стоят как "сбитый Боинг" - метрострой бочками заказывает специализированные смазки и кондиционеры грунта.
Обслуживающие процессы - под таким канцеляризмом прячутся вполне понятные вещи. Для того, чтобы строительство велось, необходимо функционирование различных, скажем так, прикладных систем и устройств.
...
Оплата энергоресурсов. Стройка метро, как оказалось, требует немалого потребления различных ресурсов. На первом месте это, конечно, электроэнергия и дизельное топливо. Последнее используется для заправки грузовых автомобилей, которые вывозят на мусорные полигоны выработанную породу, а также для питания дизельных генераторов.
...
Посудите сами - один грузовик-самосвал может увезти 10-12 кубометров глины, в то время как только проходка перегонного тоннеля (относительного маленького в масштабе станции) приносит с каждым метром почти 30 кубов породы!
Да и выбросить абы где глину тоже нельзя - полигоны берут плату в зависимости от степени токсичности отходов (да, глина - это, оказывается, отход!) в диапазоне 500-3000 рублей. Один метр тоннеля по самым скромным оценкам требует платы за утилизацию в размере 15'000 рублей (на самом деле еще больше, у меня цифры тоже подустаревшие). И это без учета дизельного топлива и амортизации автомобиля (около 1000-2000 рублей за 1 час на одну машину).
...
Объем глины, который вытаскивают во время строительства, например, типовой пилонной станции (Проспект Славы, Волковская, Бухарестская и др.) составляет 224 кубических метра глины на 1(!) метр станции или...45 тысяч кубов на всю длину восьмивагонной станции. Представляете сколько ходок грузовиков нужно сделать, чтобы это увезти?
Почти 5000!
...
В зависимости от типа обделки (я не опечатался, это действительно такой общепринятый термин), метр перегонного тоннеля метро при наружном диаметре может стоить от 800 тыс.рублей до 1'200'000 рублей. Двухпутные тоннели, которые начали возводить в Петербурге с 2013 года еще дороже - порядка 2,5 миллиона за погонный метр. Как вам?
При средней длине перегонов в Петербургском метро в районе 1,7 километров получаем цифру следующую - два перегонных тоннеля между станциями будут стоить не менее 2,3 млрд рублей. И это без учета жесткого основания пути из бетона, рельсового полотна, кабельной продукции и пр.
...
Таким образом, всё вместе (имею в виду эскалаторный тоннель, эскалаторы и вестибюль) стоит порядка 2 млрд рублей.
...
в Северной столице метрополитен преимущественно глубокий, что дополнительно накладывает отпечаток на стоимость. Это самый дорогой вид подземки. В Москве, Киеве и в особенности в Минске широкое распространение получили станции так называемого мелкого заложения. Там, конечно, цена будет ниже, но только в том случае, если станция строится в чистом поле и нет необходимости в переносе дикого количества инженерных сетей.
...
Что там у капиталистов?
Да на самом деле ничуть не лучше. Самые дорогое метростроительство приписывают Нью-Йорку - порядка 18 млрд рублей на наши деньги за 1 километр. Амстердам - 15,2 млрд/км, Токио - 13 млрд/км, Берлин - 10 млрд/км, Париж – 9,3 млрд/км.\
...
Или давайте заглянем к нашему брату-финну. Северный сосед не так давно открыл долгожданное продление в Хельсинках - 8 станций строили на протяжении восьми лет и обошлась стройка в 1,09 млрд евро. По нынешнему курсу 97.2 млрд рублей - 12 млрд усреднённо за станцию и прилегающие перегонные тоннели. В общем, дорого везде.
Где деньги, Зин?
Суммируя разных затраты, мы вполне и выходим к показателю в 10 млрд рублей за один приведённый километр линии метро.
...
полностью статью читайте по ссылке