6. «ЮГ» «Дешево и сердито» (2000)
![Изображение](http://www.openspace.ru/m/photo/2009/01/14/006obl200_1.jpg)
Если ростовская «Каста» развивала идеи и культ Wu-Tang Clan, то эти четверо с юго-востока Москвы перенесли на московскую землю идеи и образы Mobb Deep и других нью-йоркских правдорубов-гопников. Исключительно социальная направленность песен, отличная музыка Кита, мало чем уступающая творениям их кумиров, и небанальные тексты на, казалось бы, избитые темы. Группа могла бы повторить успех той же «Касты», но неожиданный уход текстовика Мака, произошедший четыре года назад, фактически поставил крест на «ЮГе».
Панчлайн:
«Мечтаешь, как к своим нулям приделать единицу? / Чтоб самому стать спицей в денежной колеснице? / На этом пути довольно просто оступиться. / Деньги имеют власть над тем, кто к ним стремится» («Нули и единицы»).
7. «Каста» «Громче воды, выше травы» (2002)
![Изображение](http://www.openspace.ru/m/photo/2009/01/14/007obl200_1.jpg)
В 1990-х мир отечественного хип-хопа был биполярным: лучшие артисты обитали в Москве или Питере, где и происходили главные события жанра. «Каста» пришла из Ростова и построила успех на фундаменте колоритного и достоверного образа уличных парней. Однако никто до «Касты» в русском рэпе не говорил на околокриминальные темы хорошим литературным языком и тем более не пытался писать научно-фантастические тексты или пересказывать Фаулза. Альбом «Громче воды, выше травы» изменил иерархию отечественного рэпа, на несколько лет сделав «Касту» неоспоримым лидером.
Панчлайн:
«Не забывай свои корни, помни —/ Есть вещи на порядок выше, слышишь? /Говорят, отсюда надо сваливать по идее, встать на ноги, завести семью, растить детей. / И, может, это правильно, но прошлое не может быть оставлено и брошено, позже найдено» («На порядок выше»).
8. Смоки Мо «Кара-те» (2004)
![Изображение](http://www.openspace.ru/m/photo/2009/01/14/008obl200.jpg)
В 2004 году магический дебют питерского невротика Саши Цихова мгновенно покорил хип-хоп-сообщество, несмотря на то что однозначно трактовать смысл хотя бы одного трека с него было невозможно. «Ты первый артист, который к нам приехал за последние десять лет», — говорили Цихову в рудниковом городе Верхняя Салда, ему рукоплескали на пикнике «Афиши», а DJ Vadim подарил музыку для трека на вторую пластинку, которая ни на йоту не уступила первой. Буквально как Петр Мамонов, он, по собственному признанию, черпает свои сюжеты не из книг или жизни, а получает их откуда-то извне. Неудивительно, что в итоге получаются какие-то «Звуки Мо».
Панчлайн:
«Ловим птиц, поем, не жалея клыков, / Портим девственниц, на пути у богов» («На пути у богов»).
9. Krec «Нет волшебства» (2004)
![Изображение](http://www.openspace.ru/m/photo/2009/01/14/009obl200.jpg)
Лидеры и основатели сильнейшего творческого объединения «Кухня Запись», в которую входил, например, тот же Смоки Мо, кажущейся простотой своего стиля породили большое число последователей. Джазовый сэмпл, питерская смурь, душевные расстройства, крученые метафоры Грязного и увесистые, как кирпич, куплеты Фьюза — рецепт невероятного успеха Krec. На их концерты уже давно ходят не только рэпперы, но и любители старого кино, и впечатлительные студентки. После «Нет волшебства» группа выпустила еще три альбома, но такого точного портрета молодого петербуржца на фоне дождливого города им создать больше не удалось.
Панчлайн:
«В глазах собаки злоба. «Где твой хозяин? Ты потерялся?» / Дети, смеясь, играли и тупо спрашивали пса, / Ведь даже если бы он смог ответить, он бы отвел глаза» («Собака»).
10. Guf «Город дорог» (2007)
![Изображение](http://www.openspace.ru/m/photo/2009/01/14/010obl200.jpg)
Житель Замоскворечья, обладатель судимости и двух татуировок — с картой района и силуэтом кремлевской стены, Гуф пишет песни о своих слабостях и любви к Москве. И та и другая темы тронули десятки тысяч слушателей по стране — его концертной деятельности сейчас может позавидовать любой поп-артист. Прибавьте уникальное по своей простоте стихосложение, незамысловатое, будто ладный разговор, из которого, как из шукшинской прозы, не выкинуть и слова. Получается главное открытие хип-хопа и самый интересный московский рэппер последних лет.
Панчлайн:
«Вышел из подъезда, там местные, / Ну те, что из другого теста. / Один «питбуль», один «лонсдейл» и два «эверлеста». / Что было дальше, интересно?» («Новогодняя»)