Стандартная схема разработки хорошего сайта
- Проектирование
- Внедрение
- Тестирование
1. Для начало создать прототип сайта. Для этих целей использовать специальные программы, где можно быстро накидать основные элементы страницы, сделать гиперссылки, оставить замечания для каждого специалиста. Чем более подробный прототип создается, тем проще в дальнейшем работать. На этом этапе нужно четко понять какие шаблоны сайта надо сделать, какие функции будут на сайте, как пользователи будут взаимодействовать с сайтом, на каких пользователей рассчитан сайт. Это самый интеллектуальноемкий момент. В идеале нужно с прототипом должны поработать маркетолог, юзабилити-специалист, программист, seo-специалист и конечно заказчик.
Вместе с прототипом формируется маркетинговый план по продвижению, наполнению сайта. Создается план по текстам, картинкам, заказываются работы копирайтерам и фотографам. Создается план по продвижению сайта: сколько прес-релизов в месяц надо, на каких площадках, нужны или нет группы в соц.сетях, регистрация на сайта отзывов и пр. Одним словом, вместе с разработкой сразу же параллельно идет работа над продвижением сайта.
По итогу работу формируется письменное ТЗ, которое отдается в работу разработчикам, на основе которого определяется стоимость реализации проекта. Стоимость можно определить только на этом участке создания сайта, никак раньше.
ВАЖНО! Любые обсуждения о стоимости сайта без предварительной оценки сложности и функциональности проекта - это тыканье пальцем в небо.
2. Потом дизайн сайта. На этапе дизайна дизайнер рисует макеты. Добавляет визуальную выразительность, разрабатывает стилистику сайта, добавляет мелочи, которые определяют индивидуальность сайта. Обычно дизайнеры стремятся немного отойти от изначального плана (прототипа), особенно если в разработке прототипа дизайнер изначально не принимал участия. Важно отследить соответствие конечного дизайна и планируемого.
В зависимости от квалификации дизайнера его можно подключать к этапу прототипирования, либо оставить только исполнительные функции (зависит от бюджета - если дизайнер дешевый, то думать ему вредно).
3. Верстка и программирование. После утверждения дизайна начинается верстка готовых макетов, организация сайта согласно ТЗ. В этом момент можно очень хорошо сэкономить, имея на руках четкое ТЗ и прототип сайта. Программисты однозначно оценят наличие четко поставленной задачи. Заказчик сэкономит время, нервы и деньги. На этом этапе полезно отследить верстку (у программистов не образное мышления, иногда теряют, забывают какие -то детали). Лучше подключить дизайнера, чтобы он проследил соответствие графического макета верстаемому.
4. Тестирование. Первый и последний этапы разработки сайта самый долгие и трудные. Но если при прототипировании сайта нужно привлечь много разных специалистов и хорошо поработать мозгами, то при тестирование требуется усидчивость и внимание к деталям. Обязательно где-то будут недочеты или ошибки в области функционирования сайта. Можно привлечь дополнительного специалиста для этой работы. Именно сейчас всплывут все недочеты при изначальной постановке задачи - все о чем забыли сказать или может быть понятно не правильно, будет либо не сделано либо сделано неверно. Именно на этапе прокалываются 99% проектов. Важно заранее понимать, что никто никогда не сделает сразу идеальный проект, нужно допиливать. И нужно сразу планирование наличие ресурсов для тестирования.
ИТОГО:
Минимальный состав специалистов для создания ХОРОШЕГО сайта: проект-менеджер, дизайнер, программист.
Все участники процесса должны иметь минимум 3-5 лет опыта.
В зависимости от бюджетов и сложности задачи состав действующих лиц масштабируется: добавляется верстальщик, интернет-маркетолог, seo-специалисты, юзабилити-специалисты, иллюстратор, джава-программист и пр.
Примечание. Классическая ошибка Заказчика: найти программиста фрилансера, который "сделает дешевле". Видел много проектов, загубленных таким подходом. Без нормальных вложений вероятность успешной реализации интернет-пректа (т.е. получения прибыли с сайта) очень быстро сводиться к минимуму.
Касательно движка сайта, она же CMS. Для большинства коммерческих сайтов рекомендую платные лицензированные CMS (смотрим топ рунета по CMS). Это убережет вас:
- от попадания в зависимость от технического персонала (для популярного движка можно легко найти техподдержку, к тому же есть производитель, который всегда готов помочь)
- от вирусов на сайтах (бесплатные движки с открытым исходным кодом взламывают гораздо чаще)
- от проблем с управлением сайта - удобная панель управления позволяет для среднему менеджеру вносить правки на сайте
Примечание: я предпочитаю HostCMS и NetCat.
Осталось еще добавить, что не обязательно все яйца ложить в одну корзину. Описанная выше схема работы позволяет искать разных подрядчиков на разные этапы работы. Например отдельно заказать разработку проекта с дизайном и реализацию, тестирование. А также отдельно продвижение (которое тоже можно разбить по направлениям). Это позволит минимизировать ущерб от некомпетентности одного из подрядчиков. Естественно этап проектирования - самый важный, ключевой.