Читать можно для удовольствия, можно читать для души, а можно - для самообразования. Видимо, меня можно причислить к сторонникам последнего метода чтения - ибо как коренного казаха, меня всегда интересовали книги, так или иначе затрагивающие историю родной страны. Уж очень близок и дорог для меня Казахстан - край степей и свободных ветров. В связи с этим, просто не мог не поделиться в теме находкой - новой книгой Александра Лапина "Вихри перемен" (мне посчастливилось прочесть ее в журнале "Подъем", поскольку в форме отдельной книги в печать она еще не вышла). Казалось бы, русский писатель пишет о России - но что понравилось, так это его исследование родной страны именно в контексте советского государства - когда в состав СССР входили и Казахстан, и ряд других республик, ныне самостоятельных, но вместе с независимостью, к сожалению, не обретших богатства и счастья. Мне всегда нравились книги художественные, но несущие в себе исторический подтекст, свидетельства очевидцев событий минувших дней - и поэтому лапинские "Вихри" сразу задели за живое. Особенно было приятно читать главы, где он, долгое время проживший в Казахстане, описывает реалии 90-х именно в нашей стране. В книге есть преинтереснейший эпизод про создание казахстанских денег - тенге. Вот как описывает это автор:
...Ну, он там жил. Чтобы не было видно, что он в гипсе, пришлось посадить его за стол. Вот тогда он и заявил во всеуслышанье, что Казахстан выйдет из рублевой зоны. То-то шуму было. И началось! Представители от каждого жуза и рода рванули на прием к высшему начальству. Кого рисовать-изображать на новых деньгах? Все сошлись на том, что на единичке должен быть прародитель всех казахов, великий ученый и философ Аль-Фараби. А вот когда дело дошло до более крупных купюр, тут единого мнения не было. Каждый за своих. Абаю Кунанбаеву удалось разместиться только на двадцатке. А он великий поэт и просветитель казахского народа. Много споров было вокруг Чокана Валиханова. Как изображать? Он ведь служил в колониальной армии! Ну, все-таки решили, что в военном мундире привычнее. С остальными было попроще. Вот они какие теперь!
Амантай берет в руки несколько пестрых разноцветных купюр, складывает их веером, как карты при игре в дурака и несколько секунд любуется ими.
- Не беда, что никаких прижизненных портретов великих ханов и батыров не было никогда. Художники-графики, сидевшие на секретной даче в Англии, хорошо понимали свою задачу. И сумели соблюсти баланс. Чтобы все жузы и роды казахского народа были достойно представлены на первых в его истории деньгах.
- Сам Нурсултан Абишевич правил! Я, Амантай, видел его руку на гравюрах. Видишь, жена, за основу взяты европейские деньги. Чтобы уж было, как говорится, не отличить, - хвастается в конце рассказа он. – Хороши!
- А что так назвали – теньга? Это похоже на деньги.
- Тоже много споров было. Свои деньги! Как назвать? Хотели “сом” или “сум”. Но у узбеков уже есть сомы. У киргизов сумы. Пробовали делать дизайн с названием “алтын”. А потом махнули рукой. Назовем деньги деньгами. Только по-нашему - “теньге”. Теперь это наша уже история. И в ней уже есть свои герои…
…Изначально Казахстан заказывал “теньге” и печатал их в Лондоне. В один прекрасный день, оценив затраты на печать и доставку, Акежан Магжанович предложил простой, но никогда никому не приходивший в голову вариант. Печатать их на месте. В стране. И для этого просто купить на Западе такую же печатную машину. Оказывается, ее стоимость была не больше стоимости партии новых “теньге.” Всего несколько миллионов фунтов стерлингов.”...
Честно говоря, никогда раньше не встречал столь живого, подробного и вместе с тем лаконичного описания целого этапа истории нашего государства, которое только начинало постигать все сложности суверенной политики. Словом, если отвечать на вопрос "Что почитать?", то я бы однозначно советовал всем эту книгу - лично на меня она произвела сильное впечатление.