Часто родители интерпретируют болезненные симптомы как варианты нормы, или даже признак гениальности ребенка. И может это продолжаться достаточно длительное время, пока уже действительно не будет поздно и врачам останется только развести руками. Цель статьи - не напугать родителей, а предложить задуматься, адекватно реагируя на те или иные проявления детской индивидуальности.
Что думают родители, и что это на самом деле:
1. "Наш ребенок такой сильный родился. Только принесли из роддома а он уже держит голову когда выкладываешь его на животик. Раз он так быстро развивается, то, наверное, будет одаренным".
То, что ребенок только что родившись держит голову, маловероятно. В утробе ему мышцы шеи были не нужны. Если же ребенок на 4-ый день после родов держит голову, скорее всего это признак ригидности мышц затылка, указывающий на менингиальный синдром. Если сомневаетесь, можете положить малыша на бочок и увидите, что голова у него останется запрокинута.
2."Сынок такой милый, и знаете, у него даже от пеленок не мочой пахнет, а как-то необычно... как будто конфетами".
Когда от пеленок пахнет "как-то необычно" - признак нарушения обмена веществ, а не того, что ваш ребенок писает амброзией. У детей эти нарушения обмена имеют генетический характер и весьма серьезны в плане прогноза. Чем раньше расстройство будет диагностировано, тем лучше прогноз. У нас родителей к генетику не загонишь. Все исследования начинаются ближе к году, когда для всех уже становится очевидным, что ребенок сильно отстает в развитии и уже слишком поздно.
3. "Малыш очень умный. Вот играет-играет и вдруг задумается. И взгляд, как будто куда-то вдаль устремлен. И так бывает задумается, что зовешь его, а он не слышит".
Такие "раздумья" у детей признак абсанса, варианта эпилептического припадка. Нелеченная эпилепсия у детей приводит к отставанию в развитии вплоть до слабоумия. Тоже важно лечение начать своевременно.
4. "Дочка баловаться любит, воображать. Бывает глаза закатит и начнет причмокивать. Очень забавно выглядит".
Вообще, описание эпилептического припадка. У детей часты припадки атипичные и рудиментарные (неполные), то есть развернутой картины судорог может и не быть, однако, это забавное баловство может затянуться на годы и со временем вызывать уже настоящие развернутые припадки. Однако с лечением время бывает сильно упущенным.
5. "Сын - будущий спортсмен. Тренируется каждый день, не смотри, что ему только 4 года. Может часа 3 кругами бегать по комнате, и попробуй его останови, сердится."
Это называется "манежный бег". Ребенок может часами монотонно бегать по кругу. Это не закаливание тела, а стереотипия при расстройствах аутистического спектра.
6. "Ребенок у нас практически гений. Может услышать по телевизору список музыкальных исполнителей "топ20" и тут же повторить. Знает таблицу умножения.. и вообще вот дай ему текст, он все повторит слово в слово".
В определенном смысле такая память это одаренность, но у маленьких детей она носит характер чисто механического запоминания и характерна для состояний умственной отсталости.
7. "Девочка очень умная и одаренная. Знает все про бактерии в свои 5 лет. Ей, конечно, со сверстницами не интересно. Дети в куклы, в песок играют, принцесс рисуют, а ее это все не увлекает. Сидит в сторонке и на песке рисует кишечную палочку".
Это моноувлечение нехарактерной для возраста темой, поглощающее все время ребенка, а так же в сочетании с нарушенной адаптацией признак ранней шизофрении или заболеваний аутистического спектра.
Вы знаете, конечно, каждый родитель волен делать, что он считает нужным. Можно верить в "детей индиго", "злых врачей" и т.п., но особенно жалко бывает, когда ребенок становится интеллектуально сниженным, когда можно было всего лишь соблюдать диету до определенного возраста, и все... а не восхищаться чудесным запахом пеленок.