551 Крест нательный, серебро 925° с позолотой
Изделие принято в коллекцию церковного искусства Государственного Исторического музея.
На кресте расположено изображение Распятия. Распятие на нательных крестах появилось в 6-м веке и получило свое догматическое обоснование в 692 году на Трулльском соборе, утвердившем канон иконографического изображения Распятия. В традиции Православия – изображать Спасителя именно как Воскресшего Крестоносителя, призывающего в Свои объятия все концы мира. Его руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями, голова наклонена вправо, вокруг головы крестчатый нимб. Католическое же изображение Распятия, напротив, имеет задачу показать страдания и смерть. Распятие объемное, тело провисает, глава увенчана терновым венцом, ноги перекрещены и пробиты одним гвоздем (новшество 13-го века). Крест стоит на горе камней, символизирующей Голгофу, в основании которой различается череп. Это голова Адама. По преданию, тело Адама было погребено Симом, сыном Ноя, на месте, где впоследствии возникла гора Голгофа. На заднем плане изображена часть Иерусалимской стены – нередко встречающийся в крестах элемент, подчеркивающий, что Христа распяли именно за пределами города. На обратной стороне изображена чаша (потир). Во время Тайной вечери Спаситель дал чашу ученикам и сказал: «Пейте от нее все, ибо сия есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Эти слова повторяются во время литургии. Виноградная гроздь над чашей – напоминание о чуде Таинства Евхаристии, где вино превращается в Кровь Господню. По бокам слова «IC» (Иисус) «ХС» (Христос), сверху – «Царь Славы».
Вес : 6,57 гр.
Высота : 40 мм
Ширина : 22 мм
Материалы : Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы
Техника изготовления : литье, чернение, золочение, ручная работа
Авторы : Выродов Д.В., Сажина Н.В.
Примечания : Изделие соответствует православным канонам и освящено
Надписи на передней стороне : Иисус Христос, Царь Славы, Иисус Назорей Царь Иудейский
На задней стороне : Спаси и сохрани