http://www.veters.kz/brunov.htmЗапись на высоте
После остановки фестиваля «Голос Азии» стадион «Медео» отдал песенную инициативу «Чимбулаку». Там не только проходят бардовские фестивали зимой и летом («Сноубард» и «Чимбулак»), но уже и записываются альбомы. В роли главного сноубарда 2008 года выступил петербургский исполнитель авторской песни Алексей Брунов (на фото). На чимбулакской аудиостудии он записал большую часть своего нового альбома Mea Spatia Vitae («Всему времечко своё»).
Мы наблюдали за этой работой на высоте 2800 метров в марте прошлого года, когда прорвались на Чимбулак на журналистском микроавтобусе, несмотря на запреты и предупреждения о возможных лавинах. Там наверху на непривычно пустынном горнолыжном курорте в отрезанной от мира студии Эдуарда Двухимённого, записывался диск, которому через полгода было суждено стать лучшим литературно-музыкальным альбомом на московском конкурсе «Давайте услышим друг друга».
Глядя на отображение треков в компьютере, мы обратили внимание на то, что звуковые дорожки очень похожи на елки, которые стоят на склонах го. Приехали мы в тот момент, когда Алексей выбил плечо во время катания на лыжах, но это не убавило его энтузиазма. Тем более что в его команде были музыканты казахстанского дуэта «Северный ветер» Эдуард Двухимённый и Сергей Таланов. Интересно, что Эдуард, который заведует на «Чимбулаке» службой искусственного оснежения, в тот момент как раз испытывал недавно установленные на склоне снеговые пушки. Мы невольно заметили магию имён – «Северный ветер» несёт ответственность за снег на главном горно-лыжном курорте страны. Но что более важно, «Северный ветер» продолжает согревать нас своими совместными работами с известными российскими бардами.
С казахстанской стороны в проекте также приняла участие Салтанат Садвокасова (гобой, английский рожок). Часть альбома записывалась в Петербурге и Тель-Авиве.
Благодаря инструментальным прелюдиям и классическим инструментам, таким как скрипка, виолончель, контрабас, флейта, альбом получил неповторимое симфобардовское звучание. Образцы высокой поэзии, среди которых стихи Лермонтова, Ходасевича, Тарковского, Бродского, Кушнера, Сухарева и др. соединились с музыкой значимых представителей авторской песни, таких как Сергей Никитин, Евгений Клячкин, Сергей Труханов, Вадим Мищук, Андрей Крючков.
Перед новым 2009 годом Алексей презентовал этот альбом алматинцам, что стало, пожалуй, лучшим новогодним подарком для наших любителей авторской песни. В концерте вместе с ним приняли участие опытный Сергей Таланов (скрипка) и юный Илья Башкатов (гитара) – Алексей решил поддержать этого перспективного автора.
– Mea Spatiua Vitae переводится как «Частные отрезки жизни», – рассказывает Алексей Брунов, – но в то же время его образный перевод – «Всему времечко своё». Это первый том альбома (всего их будет два). Каждый альбом разбит на три части. В первый вошли части «Размышления», «Чувства» и «Созерцание», во второй войдут «Творчество», «Притяжение (Отечество)» и «Иллюзии».
Все части и сам альбом вы называете не только по-русски, но и по-латински. Откуда такая любовь к языку Овидия?
– Всё, о чём поётся в этом альбоме, очень серьёзно. Красиво звучащие латинские названия очень уместны именно для этого альбома. У каждого из нас есть в жизни такие моменты, когда мы задумываемся об определённых событиях своей частной жизни, но в то же время, находясь среди уже существующего жизненного пространства, любим, созерцаем, рассуждаем о родине.
При знакомстве с вашей работой, чувствуется его сценарность. Вы долго раздумывали над его замыслом?
- Я очень тщательно подбирал поэтический и музыкальный материал, искал вместе с музыкантами новый подход к аранжировкам. Хотелось придать новый импульс бардовскому жанру. В последнее время многие стали использовать в авторской песне непродуманные музыкальные решения, никак не связанные с текстами. Приглашаются случайные музыканты из удалённых жанров. В итоге музыка в авторской песне упрощается, размывается её истинное предназначение. Распространяется мнение, что музыки в авторской песне вообще нет. В этой работе нам хотелось показать, что музыка в авторской песне присутствует, не говоря уже о стихах. Я намеренно выбрал впечатляющие поэтические примеры и поставил задачу – найти им достойное музыкальное и аранжировочное соответствие. Кроме этого, мы добавили композиционные решения: инструментальные связки между блоками, бой часов, напоминающий о течении жизни.
Есть ли в песнях альбома какие-то казахстанские мотивы?
– Мне кажется, завершающая альбом песня Андрея Крючкова «Осенью» на стихи Евгения Лучковского, посвящена осени в Алма-Ате. Дело в том, что, возможно, поэт жил некоторое время в вашем городе и вполне мог использовать его образы в своём творчестве. В подтверждение этого говорит строчка «Шла с гор зима», которая могла быть написана именно здесь.
В альбом вошла и песня Никитина на лермонтовскую «Думу» («Печально я гляжу на наше поколение»). Вы разделяете взгляд Лермонтова?
– Стихотворение «Дума» написано о нас – это очень точный стих о ныне живущих. У гениальных произведений есть удивительное свойство – не стареть.
Альбом Mea Spatia Vitae, сделанный при активном участии казахстанцев, был отмечен не только в России, но и в нашей стране. Газета «Аргументы и факты Казахстан», подводя музыкальные итоги 2008 года, присудила этому альбому победу в номинации «Проект года». Первый том вольной хрестоматии авторской песни от Алексея Брунова начал своё независимое от авторов плавание. Том второй – не за горами, а точнее в горах, причём Тянь-Шаньских.
Отто ВАЙСКОПФ
Фото Игоря ЛОГВИНА