В Казахстане не наблюдается резкого оттока русских, потому что здесь им жить комфортнее, чем в России.
Об этом в интервью газете "Караван" заявил доктор исторических наук из Усть-Каменогорска Александр Алексеенко, глава демографической лаборатории.
По словам Алексеенко, "сейчас наблюдается большой приток сельской молодежи в города, которая приходит со своими установками, представлениями и амбициями".
"А город ее встречает очень сурово. Город в Казахстане исторически сложился русскоязычный, индустриально-промышленный. Молодежь практически приходит в параллельный мир, адаптироваться в нем очень сложно. Потому что образование стоит бешеных денег, жилья практически нет, общежитий нет, средние специальные учебные заведения и те платные. Получается, все варианты социализации, адаптации к городу практически перекрыты. Причем большинство молодежи представлено казахским этносом", - говорит ученый.
По его данным, русский этнос в Казахстане представлен старой возрастной группой, со средним возрастом - за 40 лет.
"И чем старше, тем больше зависимость от государственной системы – зарплат, пенсий, пособий… Если казахское население традиционно выживало за счет большой семьи, родственных отношений, взаимоподдержки, то у русских этой “подушки безопасности” нет. Они острее реагируют на все политические и социальные изменения. Малейший вектор изменений, будь то переименование городов, улиц, выступления национально-патриотических движений, сразу увеличивает процент миграции", - отмечает эксперт.
По его мнению, призыв президента России Владимира Путина о возвращении соотечественников на историческую родину - это желание России "заткнуть свои демографические ямы казахстанцами".
"Ей даже не русские нужны – ей все нужны, чтобы заполнить пустующие земли в Сибири, на Дальнем Востоке, в деревнях и селах. Почему в Казахстане нет резкого оттока русских? Потому что русские в Казахстане традиционно проживают в городах. У них определенный инженерно-технический уровень образования. И это никак не совпадает с интересами России, которой нужна крестьянская масса.
Поэтому комфортнее оставаться и жить в Казахстане, в городах, чем ехать в российскую глухомань. Но после каждой вспышки национал-патриотического выступления русское население начинает испытывать опасения. В основном эти страхи касаются будущего детей, так как каждый родитель мечтает о более высоком статусе для своего ребенка, чем у себя. А незнание языка автоматически исключает такую возможность", - считает Алексеенко.
Также ученый отмечает, что оралманы сыграли серьезную роль в приросте населения Казахстана.
"Численность прибывших – примерно 1 миллион человек. Они продолжают улучшать показатели рождаемости. Это серьезная масса, которая может повлиять на политические, социальные, экономические вопросы. Но не с точки зрения качества. Большинство из них очень плохо жили в Узбекистане, Китае, Монголии, занимая низкую социальную нишу. Поэтому их образовательный, профессиональный уровень не всегда соответствует реалиям Казахстана. Это вызывает негатив как у коренного населения, так и самих оралманов. И весь этот негатив копится внутри этнической группы казахов, что в принципе опасно.
К тому же оралманы продолжают в некоторых областях жить своим, отдельным миром, неподконтрольные госструктурам, у них царят порой свои внутренние порядки... Представляя собой некую “вещь в себе”. Эта анклавность очень опасна, потому что они уже могут влиять на миграционные потоки, структуру миграции и так далее... Они имеют бесплатное образование, социальные льготы, одним словом, получают дивиденды от своего статуса, чем вызывают сильное недовольство коренного населения. И этот момент имеет достаточно сильный конфликтный потенциал", - подчеркивает эксперт.
По прогнозу ученого, в настоящее время тенденция такова, что через 20 лет население Казахстана примерно на 90 процентов будет составлять казахский этнос, на 70 процентов это будет городское население.
"Если казахи будут занимать освобождаемую европейцами индустриально-промышленную нишу, то “врастание в город” пойдет быстрыми темпами. Чтобы быть в одном ряду с высокоразвитыми странами, мы должны двигаться по пути урбанизации, индустриализации, роста качественного образования и т. д. В то же время, если город не сумеет адаптировать растущее число мигрантов из села, возможен вариант рурализации – город начнет превращаться в большую деревню, жить по ее правилам", - считает Алексеенко.
По информации ученого, в Казахстане казахи составляют 63,1 процента, русские – 23,7. Далее идут узбеки – 2,8, украинцы – 2,1, уйгуры – 1,4, татары – 1,3, немцы – 1,1, другие этносы – 4,5 процента.
"Если немцев 20 лет назад было около 1 миллиона человек, то сейчас их примерно 150 тысяч. Украинцы уступили место узбекам, а немцы – татарам и уйгурам", - пояснил он.
В целом, по его словам, все демографические показатели на 90 с лишним процентов определяет казахское население. Это случилось впервые за 150 лет, отмечает ученый.