Для информации ниже приведены определение и описание сущности клептократии. Более подробно смотрите в этом и других источниках.
Клептократия ? государство-грабитель общества; автократический режим, при котором автократы-правители создают устойчивую коррупционную систему, ?насаждение? главой государства и правящей элитой коррупционной практики по вертикали власти ?сверху вниз?.
Сущность клептократии
Дуглас Норт дает определение ?грабительскому государству? как представительству социальной группы или, точнее, класса, основной заботой которого является извлечение доходов у остальной части общества в интересах этой группы или класса. Такое государство прилагает усилия по максимизации своих доходов, ситуация, которая подвержена определенному риску из-за ограничений, связанных с его положением договаривающейся стороны, транзакционными издержками, уровнем предпочтений правящей элиты сменяющихся в зависимости от времени. Положение договаривающейся стороны зависит от имеющихся в ее распоряжении принудительных (силовых), экономических и политических ресурсов. Транзакционные расходы или издержки ? это те, которые связаны с переговорами по поводу обязывающих государство и население страны соглашений и принуждающих граждан к их осуществлению. Уровень предпочтений правящей клики сменяющихся в зависимости от времени, в конечном счете, означает размеры расхищений и коррупции. Ни одно правительство не сможет продолжительное время вымогать и грабить свое население без риска подвергнуться смещению, и, напротив, ?коррумпированные правители?, которые находятся у власти на короткий срок своего избрания, вероятно, больше будут вымогать у населения за единицу имеющегося в их распоряжении времени, нежели стремиться к продолжению своего дальнейшего пребывания у власти. Безопасность правления, с другой стороны, должна идти рука об руку с достаточно низким уровнем предпочтений правящей клики сменяющихся в зависимости от времени.
Неясным остается и вопрос о том, какие черты образуют общность для такого емкого и содержательного понятия, как ?грабительское государство?. Оно намного шире, чем упрощенное сведение к общему, когда Маргарет Леви, например, говорит о том, что все правители ? коррупционеры. Все же даже такая категория анализа далека от исчерпывающей полноты картины. История изобилует примерами подобного рода как в пространственном отношении, так и во временном. Ограничиваясь рамками современности, наиболее известны в интересующем нам контексте такие правители, как Трухилио в Доминиканской Республике, семья Дювалье на Гаити, Сомоса в Никарагуа, Амин в Уганде, Мобуту в Заире, Бокаса в Центральной Африканской Республике, шах Ирана, Маркос на Филлипинах и Чаушеску в Румынии, которых стоит упомянуть, но мало кто из правителей заслуживает эпитета ?клептократ?. Многое из того, что происходит на наших глазах в настоящее время в бывшей Югославии, некоторых постсоветских государствах указывает на борьбу за получение и распределение высших государственных должностей, в особенности президентского поста и власти облагать налогами жителей своих государств.
Имеет место тенденция к тому, что ?грабительские государства? повсеместно создают неэффективную систему управления ? систему, которая не стимулирует производственную деятельность. Транзакционные издержки, связанные с обменом товарами и услугами, повышаются, поскольку грабеж основывается на государственном вмешательстве в рыночный механизм, чем на повышении эффективности рынка. Право собственности размыто, а политические решения зачастую служат заменой децентрализованной рыночной системе. Возрастает неопределенность относительно системы управления и результатов правления, искажается целая система стимулов и мотивации. Следствием этого является, с одной стороны, неэффективное распределение ресурсов и низкий (отрицательный) рост экономики, а, с другой стороны, перераспределение доходов в пользу главы государства и правящей клики во вред большинству населения страны.
Правители и правящая клика, которые рассматривают власть как инструмент своего личного обогащения, принимают ключевые политические решения в ?грабительском государстве?. В то же самое время граждане фактически не имеют права на голос. Они сталкиваются с трудностями, когда речь идет об их организации в политические группы или проведении реформ, в которых не заинтересованы как раз те, кто облечен властными полномочиями. Однако никто не способен править в одиночку. Даже диктаторам приходится идти на соглашения с теми группами, которые могут поддержать диктаторов разными способами, и эти же группы, в свою очередь, требуют привилегий и выгод для себя в форме монополизации своего положения.