Burzum - BelusИтак, свершилось. Великий и ужасный (без всякого преувеличения) Граф Гришнак,
он же Варг Викернес, он же основатель и единственный участник бэнда-легенды Burzum,
отмотав шестнадцатилетний срок за поджоги норвежских церквей и убийство коллеги по
блэк-металл цеху покинул узилище условно-досрочно. Кто не помнит, уточню, что в начале-
середине девяностых одно только имя Варга навлекало ужас на юных и не очень поклонников
"адской" музыки и приводило их в трепетную дрожь. В отсутствие Интернета, как такового,
информацию о главном отрицательном герое скандидавской металлической сцены приходилось
собирать по крупицам - из ксерокопий журнальных статей и рассказов старших товарищей, но,
главное, музыка его, слава Одину, была доступна уже тогда. Необычная, мрачная, тягучая и
монотонная, она олицетворяла собой жгучий мороз норвежской зимы, холод ледяных фиордов,
уносила в самую глубь дремучей скандидавской мифологии. Это вам не голливудская экранизация
"Властелина колец", это был подлинный мир полупрозрачных эльфов, злобных гномов,
удивительной норвежской природы и целой плеяды суровых северных богов. Викернес и
в тюрьме умудрялся издавать весьма добротные лонгплэи - из застенков Тродхеймской колонии
строгого режима вышли на свободу "Hvis Lyset Tar Oss" (1994), "Filosofem" (1996), "Dauði Baldrs"
(1997) и "Hliðskjálf" (1999). И все. И тишина, а точнее тьма поглотила Гришнака. Он размышлял,
взрослел, совершал неудачные побеги и менялся - но только внешне, не внутренне.
В общем, постаревший (или возмужавший?) Варг покинул стены тюрьмы. И попал в мир, где правят
WorldWideWeb, айфоны, солдаты НАТО, айпи-телефония, мп3-файлы, бит-торренты, кредитные карты,
сотовые телефоны и компьютерные чипы. Он уходил, когда я учился в восьмом классе, а вернулся,
когда моя дочка практически научилась читать. Кто он теперь? Борец? Идеалист? Невыносимый
эгоцентрист? Примерный семьянин? Расист и язычник? Да, да и еще раз да! Викернес поселился на ферме
в норвежском Телемарке вместе с супругой, единственный сосед - так любимый Варгом скандидавский
лес. Он играет и слушает ту же музыку.
Его новый альбом "Belus" - это все тот же несравненный и
неповторимый Burzum.
Мрачный, тяжелый, атмосферный и мистический. Он не для автомобильной магнитолы, не для Винампа
на рабочем компьютере, "Belus" для глубокого ночного одиночества - когда в олдфэшне плескается
хороший виски, его пары слегка одурманивают уставший мозг и подступает снежная вьюга депрессии.
Не та, злобная, холодная и пронизывающая, а та, что приятна и легка, как опьянение в начальной стадии.
Кто-то скажет, что Варг Викернес навсегда остался в прошлом, застрял во времени и не смог
найти себя в новом, изменившимся мире. А я спрошу: а когда Варга интересовал окружающий мир?
Когда он был частью социума? Когда его волновали такие мелочи, как мода, современные
веяния и отклики критиков? Он ведь часть той, другой стороны. А на ней не меняется ничего.
Там вечная тьма. Burzum.