Почитал про ЮАР, вспомнил любимого московского шефа и его рассказы про эту страну. Один рассказ, о музее чучел из живых (когда-то) людей, привожу полностью:В Кейптауне много музеев. Очень хороших, кстати. Например, морской, где широко представлены обитатели Атлантического и Индийского океанов. Не только широко, но и занимательно. С выдумкой, одним словом. Есть гигантский аквариум. Но этнографический музей превосходит все ожидания. Где еще увидишь такое переплетение рас и народов, причем как ныне живущих, так и давно исчезнувших с лица земли. От обезьяны – до лорда. И обратно! Не формальные экспонаты (какие-то кости, черепки, раскопанные могилы), а реальные люди, в реальной среде обитания. Точнее, почти реальные. Диорамы, панорамы, как у Рубо «Осада Севастополя». На переднем плане аборигены – в трудах и заботах. Сослепу кажется, что актеры-статисты. Посмотришь внимательнее – все же манекены, а подойдешь поближе – никакие не манекены, а чучела. И птицы, и рыбы, и змеи, и люди – все чучела. Все – в активных позах. Сцены настолько живые, что зритель оказывается участником охоты на носорога, свадьбы, полевых работ на плантациях, войны-драки и т.п. Очень занимательно!
Самое удивительное, но сотворил это чудо один человек! Немецкий ученый Рихард фон Гельфенбейн. Профессор отчетливо понимал, что бушмены, готтентоты, банту, зулу, коса и многие другие народности скоро выродятся, ассимилируют или будут просто уничтожены. Потеряются и для науки, и для любознательных потомков. Нужно было остановить мгновенье. Сначала Гельфенбейн занимался сбором одежды, посуды, оружия и т.п., ну и рисовал, естественно. Но, как Вы понимаете, это не то. Совсем не то. Это все равно, что вместо фазана, демонстрировать его гнездо. Чучело намного информативнее. Пришлось ученому заняться изготовлением чучел аборигенов. Но вот незадача: для чучел нужны трупы. А где их взять, если царит привычка все кремировать, т.е. публично сжигать на кострах? Да и как создать живую сценку, если умирают старики и калеки, а нужно показать сцену родов? Но Гельфенбейн был не просто ученым, а подвижником, т.е. не только ставил научную задачу, но и решал ее. Он сколотил небольшой отряд и приступил к делу. Например, нужна семейная сценка, типа вождь в кругу семьи. Отряд отправлялся в джунгли-саванны на поиски воинов, старух, молодух, детей, всех компонентов диорамы. Вы даже не представляете какие трудности пришлось преодолеть! Ведь надо было продраться сквозь колючки, без хлеба-воды, выследить нужный объект, потом выкрасть его, аккуратно убить, не повредив шкуру, снять кожу со скальпом, задубить ее, сделать чучело, убрав таксидермические швы, одеть (если надо) и заставить заниматься любимым делом: качаться в люльке, играть с собачкой, ткать-прясть, собирать улитки, заниматься сексом или какой другой работой. Кропотлив труд ученого, требует мужества и выдумки.
Подвижник выполнил задачу! Теперь многочисленные туристы бродят по залам и восхищаются художеством, дизайном, фантазией. Книги записи полны благодарностей. Ведь, действительно, удалось сохранить память об исчезнувших племенах и их быте.
У бюста Гельфенбейна при входе музей всегда свежие цветы. Полтора века его уважают.
Интересно, однако, жалеет он на том свете, что никто не забил его самого, жену, детей, внуков, не сделал из них чучел и не сотворил живую сценку «Профессор за научным подвигом»?!
Ну и еще есть у него рассказики про ЮАР... самый последний, про вино, очень даже любопытный. Про корабль Виктория (Вика) - тоже забавно. Ну а про железный занавес - это фактически про бывший СССР и его экономику.
Сообщение отредактировал iegudi: 27.12.2011, 18:30:38