Перейти к содержимому

Фотография

Исламский банкингперспективы в Казахстане


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 272

#1
Imya

Imya
  • Случайный прохожий
  • 3 сообщений
Здравствуйте
хотел бы знать если в Казахтане банки которые дают кредиты в соответстви с законами Шариата ?
Зарание спасибо
  • 0

#2
Старая Волчица

Старая Волчица

    .

  • В доску свой
  • 2 693 сообщений
Насколько я знаю, в крупнейших банках возможно получить такой кредит в рамках линии Исламского Банка Развития.. единственная сложность - довольно долгая процедура, и структурировать сделку нужно очень внимательно, так как возможны трудности совмещения исламской структуры и нашего законодательства.
  • 0

#3
ACTIVA

ACTIVA

    777

  • В доску свой
  • 2 236 сообщений
наши банки не могут давать кредиты от исламских банков, так как соглашение о представлении займа (марабаха) предусматривает наценку через перекупку товара, что считается предпринимательской деятельностью, заниматься которой нашим банкам запрещено :spy: Есть лизинг и покупка в рассрочку, которые позволяют брать исламские займы, но надо знать, что все равно исламские банки берут наценку (вознаграждение).

Вообще, нет причин брать любой другой займ и использовать их в соответствии с Шариатом.
  • 0

#4
Старая Волчица

Старая Волчица

    .

  • В доску свой
  • 2 693 сообщений

наши банки не могут давать кредиты от исламских банков, так как соглашение о представлении займа (марабаха) предусматривает наценку через перекупку товара, что считается предпринимательской деятельностью, заниматься которой нашим банкам запрещено  :spy:

Казахстан является членом ИБР, подписал договор, поэтому, если не ошибаюсь, в данном случае нормы международного договора превалируют над местным законодательством. :D
mark-up (вознаграждение) действительно есть.
  • 0

#5
tipa Kritik

tipa Kritik
  • В доску свой
  • 1 194 сообщений

наши банки не могут давать кредиты от исламских банков, так как соглашение о представлении займа (марабаха) предусматривает наценку через перекупку товара, что считается предпринимательской деятельностью, заниматься которой нашим банкам запрещено  :spy:

Казахстан является членом ИБР, подписал договор, поэтому, если не ошибаюсь, в данном случае нормы международного договора превалируют над местным законодательством. :D
mark-up (вознаграждение) действительно есть.


вообще не понимаю цель данного запроса- просто любопытство или дейст-о сделка по Шариату

на самом деле тк деньги не меченные привлеченные по Мурабахе деньги от коммерческих банков используются как они захотят...все эти договора Мурабахи на самом деле описывают синтетические сделки которых нет в природе... но конешно не так легко такие сделки структурировать - сильны в этом банки с присутствием/ знанием Ближнего Востока какие как Ситигруп/Cитибанк и тд
  • 0

#6
Uncle Shal

Uncle Shal
  • В доску свой
  • 7 678 сообщений
Ссылки и информация к размышлению :smoke:

http://www.nns.ru/ar...6/11/04/58.html
http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=13528
http://www.mit.kz/docs/document_34.doc


Банк Развития Казахстана и Исламский Банк Развития
проводят обучающий курс ?Принципы и практика исламской экономики и банковского дела?

С 4 по 8 октября в Астане, в Казахском Гуманитарно-юридическом Университете проходит курс ?Принципы и практика исламской экономики и банковского дела?, организованный Исламским институтом Исследования и Образования (входит в группу Исламского Банка Развития), Банком Развития Казахстана (БРК) и Казахским Гуманитарно-юридическим Университетом.

Данный курс является первым обучающим мероприятием в рамках партнерства Исламского Банка Развития (ИБР) и БРК.

Как известно, 9 февраля с.г. Банк Развития Казахстана и Исламский Банк Развития подписали Меморандум о взаимопонимании. В нем стороны определили общие направления и принципы сотрудничества, в том числе в области повышения образования и профессионального уровня казахстанских финансистов.

Курс ?Принципы и практика исламской экономики и банковского дела? предназначен для ученых, специалистов государственных органов, руководителей финансовых институтов и банкиров из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

Цели курса ? познакомить участников с основными понятиями и средствами исламской экономики и банковского дела; разъяснить основные различия между исламской экономикой и банковским делом и стандартной экономикой и банковским делом; а также познакомить с принципами, методами и опытом работы ИБР.

Методология курса включает в себя презентации, лекции, модели и исследования, которые проводятся лекторами ИБР, БРК и специалистами банков-членов ИБР.

Исламская экономика и банковское дело продемонстрировали значительный рост в последние три десятилетия. Данный опыт полезен Казахстану и многим странам СНГ, правительства которых стали акционерами ИБР.

Банк Развития Казахстана, при создании которого учитывался опыт деятельности всех мировых институтов развития, придает важное значение сотрудничеству с Исламским Банком Развития в части профессионального образования, так как это способствует укреплению связей и интеграции казахстанских финансистов в мировое экономическое пространство.
  • 0

#7
Deusex

Deusex
  • Завсегдатай
  • 236 сообщений
Исламский банкинг и рынок совместимых с исламскими стандартами финансовых продуктов переживают период бурного роста. Привлекательность исламских финансовых инструментов объясняется их дешевизной и невысоким налоговым бременем или отсутствием налогообложения в странах, предоставляющих капитал

Традиционными лидерами в выпуске таких продуктов считаются Малайзия, Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ (Дубай). В Европе пытается вырваться вперед Великобритания, столица которой, являясь важнейшим финансовым центром, позиционирует себя как таковую и в части обращения исламских финансовых инструментов. В Люксембурге и Нидерландах ведутся д######ы о внесении изменений в законодательство, позволяющих странам претендовать на роль крупных региональных исламских финансовых центров.
Эти процессы не ограничиваются дальним зарубежьем. В Казахстане в настоящее время также успешно реализуются программы исламского банкинга. В долгосрочной перспективе позиционирование Казахстана как регионального исламского финансового центра не является нереализуемой задачей. В краткосрочной же перспективе, на наш взгляд, этот сценарий не представляется реалистичным, речь может идти преимущественно о потр######ении исламских финансовых продуктов.
В налоговом аспекте это будет означать необходимость классификации выплат по таким продуктам в соответствии с положениями национального налогового законодательства и международных договоров.

Право и этика

Чтобы понять особенности исламского банкинга, необходимо разобраться в исламском праве, и здесь нельзя не упомянуть о шариате. Вопреки широко распространенному мнению или, скорее, заблуждению, шариат ? это не писаный свод законов. Это система права и этических норм, включающая в себя как сами нормы, так и принципы их создания и их интерпретации.
В отличие от европейской правовой традиции существует слабое разделение между правовыми и прочими нормами, включая религиозные. Источником и тех и других являются Коран и Сунна. Хотя исламская правовая традиция и признает разделение норм на правовые и этические, именно вторые выступают зачастую критерием юридической корректности.
Следующей важной особенностью исламского права является концепция права собственности. Абсолютное право собственности чуждо исламской правовой традиции, согласно которой создатель и собственник всего ? Аллах. Право собственности лиц является производным от него и подвержено ограничениям. Это ни в коем случае нельзя воспринимать как слабость идеи частной собственности. Частная собственность надежно защищена исламским правом. Идея расщепленной собственности делает исламское право легко совместимым с концепцией траста, то есть доверительного управления. Аналоги этого института разработаны в исламском праве под названием вакфа или вакуфа.
В исламском праве является абсолютным запрет на получение рибы, то есть процентов на заем. Риба понимается как ?чрезмерное?. В применении к финансам это означает запрет на принятие и выплату вознаграждения на пассивный капитал. Вознаграждение должно иметь своим основанием работу, участие в рисках и/или ответственности.
Исламским правом запрещена выплата вознаграждения за временное пользование деньгами. Вместо традиционной для обычных банков формулы Д-Д` кредитные транзакции исламского банка всегда привязаны к процессу продажи или производства товаров и услуг: Д-Т-Д.
Объяснение не в том, что исламское право не признает ценности временного аспекта пользования денежными средствами. Оно признается и разрешено к компенсации, например, когда есть связь с товарной транзакцией, как частный случай ? при продаже товара с отсрочкой платежа, то есть в кредит. Однако компенсация за временное пользование денежными средствами без привязки к производственной или товарной транзакции запрещена.



Легкое бремя

В условиях сделок между корпоративными резидентами доход банка и заемщика определяется по универсальным правилам, при этом квалификация выплат как процентов или предпринимательского дохода не будет иметь особого значения при налогообложении.
Если получателем является нерезидент, квалификация выплат как процентов или предпринимательского дохода будет иметь различные налоговые последствия. С процентов в казахстанских условиях будет удерживаться налог по ставке 15% или по сниженной ставке (до 10%) в договоре об устранении двойного налогообложения. Предпринимательские доходы по исламским продуктам, не являющиеся процентами, как правило, не будут облагаться налогом в стране-источнике.
В контракте салама на момент его завершения доход банка, потенциально заключающийся в возможности реализовать приобретенный со скидкой товар, не реализован. Здесь нельзя говорить ни о процентах, ни о налогооблагаемом доходе вообще. В контрактах мударабы и мушараки банк, по сути, будет являться участником партнерства с заранее неизвестными финансовыми результатами. В обоих случаях он будет нести риск финансовых убытков.
В контрактах иджары премия в части превышения выплат над покупной ценой включает в себя и премию за риск собственника. Собственно, это и является основным легитимным основанием выплаты премии. Требование выделения запрещенных к взиманию и уплате процентов за временное пользование денежными средствами делает сомнительной с точки зрения требований исламского права всю конструкцию иджары. Соответственно выплаты по иджаре согласно идее самого инструмента не должны квалифицироваться как проценты.
В казахстанских условиях многие договоры об избежании двойного налогообложения в статьях о роялти включают в их понятие арендные платежи. По таким договорам платежи по иджаре могут облагаться налогом у источника. Наличие в договорах такого условия и возможность эффективного зачета удержанных в Казахстане платежей в стране арендодателя должны учитываться при подготовке контрактов иджары.
Согласно Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относительно немногие исламские финансовые продукты могут рассматриваться как займы, в смысле квалификации платежей по ним как процентов. Пожалуй, единственным бесспорным ?кандидатом? будут платежи по мушараке в части превышения платежей над покупной ценой имущества.

Британский опыт

Великобритания, начиная с финансового (бюджетного) акта 2005 года, последовательно вводит специальные правила налогообложения выплат по исламским финансовым продуктам. Идеология этих изменений сводится к приравниванию выплат по исламским финансовым продуктам к процентам там, где это возможно. Если обычные бизнес-расходы и доходы рассматривать как проценты, то в контексте международного налогообложения можно облагать выплаты у источника. В то же время обычные доходы согласно статье 7 Модельной конвенции могут облагаться у источника лишь в случае наличия у получателя в стране-источнике постоянного представительства.
Первыми в списке включаемых в налоговый режим исламских (или ?альтернативных? в терминологии британских налоговых актов) финансовых продуктов являются долговые ? мурабаха и основанный на долге сукук, либо квазиисламские, которые по своей сути не соответствуют базовым критериям, предъявляемым к исламским финансовым продуктам.
При этом признается, что некоторые продукты не могут квалифицироваться как долговые, а значит, и выплаты по ним ? как проценты.
Такая попытка разогнать маятник в сторону бюджетных интересов наверняка будет предприниматься и в других странах, которые встретятся с необходимостью классифицировать выплаты по исламским финансовым продуктам в целях налогообложения. В связи с этим нужно быть готовыми структурировать сделки так, чтобы исключить возможность интерпретации отношений как заемных.
Еще одним инструментом уменьшения рисков переквалификации выплат в проценты является использование уже существующих разъяснений законодателя и налоговых органов. В силу широкого использования гибридных инструментов в целях планирования налогов многие страны разъясняли, какие из таких сделок не являются заемными. Например, участие кредитора в убытках заемщика, что характерно для мударабы и мушараки, не позволяет рассматривать сделку как заемную.



Казахстанский контекст

Налоговое законодательство Казахстана содержит положения, имеющие отношение к налогообложению дохода от исламских финансовых инструментов. Согласно статье 10 Налогового кодекса (НК РК) налогообложению подлежит вознаграждение, то есть выплаты за кредиты; за имущество, полученное по финансовому лизингу в виде вознаграждения в соответствии с законодательным актом РК, регулирующим вопросы финансового лизинга; по вкладам; по договорам накопительного страхования; по долговым ценным бумагам; выплаты по векселю. В статье 178 НК РК говорится, что доходами нерезидентов из источников в РК признаются доходы в форме вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым ценным бумагам, получаемым от резидентов, а также нерезидентов, имеющих постоянное учреждение или имущество, расположенное в Казахстане, если задолженность этих нерезидентов относится к их постоянному учреждению или имуществу.
Законом о банках и банковской деятельности заемные операции определяются как предоставление денег на условиях платности, срочности и возвратности.
Представляется, что обязательства участников партнерства (мудараба и мушарака) по разделению прибыли не будут квалифицироваться как процентные. Во-первых, здесь по определению отсутствует фиксированность вознаграждения. Во-вторых, обязанности партнеров имеют принципиальное отличие от обязанностей заемщика денежных средств и займодателя. Если невозврат заемщиком суммы денег будет квалифицироваться как нарушение обязательства, то невозврат партнером инвестированных средств может не рассматриваться как нарушение в случае убыточности проекта.
Учитывая то, что мудараба и мушарака не удовлетворяют условиям платности, срочности и возвратности, маловероятна классификация доходов от них в качестве процентов. Иджара в свою очередь тоже не подпадает под категорию займов, однако может рассматриваться как операционная аренда, выплаты по которой могут квалифицироваться как роялти. Статья 10 НК РК определяет роялти как платеж за использование или право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав; использование или право использования промышленного, торгового или научно-исследовательского оборудования; использование ноу-хау; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи. При этом морские и воздушные суда, арендуемые по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, относятся к промышленному оборудованию.
Роялти рассматривается как доход из казахстанского источника, подлежащего налогообложению у источника выплаты по ставке 20%, но она может быть снижена до 10% согласно договорам об избежании двойного налогообложения.
Существующие правила национального и международного налогообложения создают возможность структурирования сделок с исламскими финансовыми инструментами с более благоприятными, чем в отношении традиционных заемных сделок, налоговыми последствиями. И это не требует внесения изменений в законодательство, т.е. возможно уже сейчас.

Рустам Вахитов (Эксперт по международному налогообложению, LL.M Международное налогообложение (Лейден, 2001), Нидерланды, адъюнкт программы ?Исламские финансы? Центра изучения исламских финансов (Малайзия)), Самат Сарбасов (Эксперт по международному налогообложению, глава службы внутреннего аудита холдинга ?Самрук? (Казахстан))


Давно спорю с людьми по поводу перспектив исламского банкинга в Казахстане, так как считаю, что за ним большое будущее...что вы думаете по этому поводу? :lol:
  • 0

#8
Даниела

Даниела
  • Постоялец
  • 302 сообщений
Абсолютно с вами согласна. Исламские банки очень ликвидные. Но одно большое "Но".
Пока в законодательстве у нас нет правовых норм, чтобы правильно проводить и сажать эти сделки. Концепция структур исламского банкинга отличается от европейской, хотя одни и те же вещи называются просто разными терминами. Но садить их и трактовать нужно совсем по-другому.

Для того чтобы активно развить исламский банкинг в Кз, нужно, во-первых, создать значительную категорию клиентов, кто будет пользоваться услугами банков в соответствии с нормами Шариата и, во-вторых, внести в законодательство, а заодно и во все сопутствующее финансовые нормы, новую структуру.

При сегодняшней раскладки, считаю совершенно неприемлимой исламский банкинг в КЗ.
  • 0

#9
Loki

Loki
  • В доску свой
  • 1 028 сообщений
А что скажете про буддистский банкинг? Или про кришнаитский?
  • 0

#10
SHEVA

SHEVA

    гарнi хлопiц

  • В доску свой
  • 8 861 сообщений
кто нить брал кредит оттедава уже?
  • 0

#11
Asterix

Asterix
  • Постоялец
  • 433 сообщений
Приветствую, посмотрите здесь есть кое что на эту тему:

Islamic banking на английском

еще по теме
  • 0

#12
NegritenoK

NegritenoK
  • Постоялец
  • 468 сообщений

кто нить брал кредит оттедава уже?


На el.kz помню было бурное обсуждение этой темы. Был там такой - Ак Сарбаз.

В Казахстане такого, насколько я знаю, пока нет. Помню даже курсовую на эту тему писал.
Псевдо мусульманский банк Лариба (РИБА - процент, ЛА - отсутсвие) исламским финансированием не занимается. Хотя депозиты у них интересные - зависят от ЛИБОРа.

Исламские Банки Развития дают кредиты вроде Мубараха и Истисна пока только государству - на дороги и больницы.

Я думаю если в КЗ и появятся Исламские финансовые продукты, то первыми их будут вводить банки вроде СИТИ и АБН.

Сообщение отредактировал NegritenoK: 12.12.2007, 18:14:29

  • 0

#13
Asterix

Asterix
  • Постоялец
  • 433 сообщений
вот по теме: Исламский банкинг в Казахстане
  • 0

#14
Uncle Shal

Uncle Shal
  • В доску свой
  • 7 678 сообщений
Инвестирование по стандарту халяль

В России создан первый паевой инвестиционный фонд (ПИФ), ориентированный на инвесторов-мусульман, которые смогут быть уверены в том, что их денежные средства будут направлены только в разрешенные исламом финансовые инструменты. В Казахстане идея создания подобных фондов только обсуждается. Читать дальше...
  • 0

#15
SHEVA

SHEVA

    гарнi хлопiц

  • В доску свой
  • 8 861 сообщений


кто нить брал кредит оттедава уже?


На el.kz помню было бурное обсуждение этой темы. Был там такой - Ак Сарбаз.

В Казахстане такого, насколько я знаю, пока нет. Помню даже курсовую на эту тему писал.
Псевдо мусульманский банк Лариба (РИБА - процент, ЛА - отсутсвие) исламским финансированием не занимается. Хотя депозиты у них интересные - зависят от ЛИБОРа.

Исламские Банки Развития дают кредиты вроде Мубараха и Истисна пока только государству - на дороги и больницы.

Я думаю если в КЗ и появятся Исламские финансовые продукты, то первыми их будут вводить банки вроде СИТИ и АБН.

Говорил с ними, интересно что не дают кредит на покупку земли.Утверждают что она не имеет цены, соотв-но харам (т.е продажа-покупка).
Напрямую не кредитуют, только через Народный ,Казком, и БТА.Они выделяют им бапки ,проценты ставят уже эти банки.Т.е получаецца они (ИБР) чисты.
На пополнение оборотных средств тоже не дают, только на покупку оборудования и.т.д , т.е бизнес "с нуля".
Слышал что в Шыме через подставных лиц там можно получить у них под 5% годовых потреба.
  • 0

#16
Asterix

Asterix
  • Постоялец
  • 433 сообщений
Примечательно, что в соседней Киргизии уже есть такой банк с исламскими принципами финансирования

* Отличительные особенности исламского банкинга
* Основные виды партнерских сделок

ЭкоБанк всегда стремится идти в ногу со временем. Учитывая самые современные тенденции банковского дела, ЭкоБанк - единственный из банков на территории Кыргызской Республики, кто освоил и внедрил банковские услуги, основанные на исламских принципах финансирования.

ОАО "ЭкоБанк" имеет лицензию на право осуществления сделок по исламским принципам финансирования в соответствии с Положением «О реализации исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике в рамках пилотного проекта» (рег. № МЮ КР 120-06 от 30.11.2006г.), утвержденного Постановлением Правления НБКР №32/2 от 30.10.2006 года.

Продолжение статьи...
  • 0

#17
dimashik

dimashik
  • Гость
  • 35 сообщений



кто нить брал кредит оттедава уже?


На el.kz помню было бурное обсуждение этой темы. Был там такой - Ак Сарбаз.

В Казахстане такого, насколько я знаю, пока нет. Помню даже курсовую на эту тему писал.
Псевдо мусульманский банк Лариба (РИБА - процент, ЛА - отсутсвие) исламским финансированием не занимается. Хотя депозиты у них интересные - зависят от ЛИБОРа.

Исламские Банки Развития дают кредиты вроде Мубараха и Истисна пока только государству - на дороги и больницы.

Я думаю если в КЗ и появятся Исламские финансовые продукты, то первыми их будут вводить банки вроде СИТИ и АБН.

Говорил с ними, интересно что не дают кредит на покупку земли.Утверждают что она не имеет цены, соотв-но харам (т.е продажа-покупка).
Напрямую не кредитуют, только через Народный ,Казком, и БТА.Они выделяют им бапки ,проценты ставят уже эти банки.Т.е получаецца они (ИБР) чисты.
На пополнение оборотных средств тоже не дают, только на покупку оборудования и.т.д , т.е бизнес "с нуля".
Слышал что в Шыме через подставных лиц там можно получить у них под 5% годовых потреба.



Добрый вечер! Я тоже слышала, что у Исламского банка сейчас идет акция - под 4% годовых, но через их посредников, оставляешь им "шапку", и готово. Но при этом сколько просила выйти на контакт таких посредников - не выходят. Хотя многие говорят получили бизнес=-кредиты..
  • 0

#18
2774259

2774259

    Алтын алма, білім ал...

  • Читатель
  • 7 154 сообщений
Добрый день!
Кто нибудь слышал про мусульманский кредит?
Ходят слухи, что какой то наш казахстанский банк дает такие кредиты физическим лицам, хотелось бы узнать условия, и пр.??? И самое главное какой банк?

#19
2774259

2774259

    Алтын алма, білім ал...

  • Читатель
  • 7 154 сообщений
Хм..... народ вобще не в курсе?

#20
2774259

2774259

    Алтын алма, білім ал...

  • Читатель
  • 7 154 сообщений
Насколько я понимаю, по исламу процент за кредит брать харам....на чем тогда живут банки?


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 1, скрытых пользователей: 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.